Кордебалетом называют коллектив танцовщиков, исполняющих групповые и массовые танцы. Это начальная ступень, через которую проходит практически каждый молодой артист балета. Некоторым, конечно, удаётся миновать кордебалет и сразу перейти к ведущим партиям. Так было с Анной Павловой, но её случай — исключение, а не правило.
Роль кордебалета схожа с назначением оперного хора. Группа танцовщиков может действовать на сцене самостоятельно или обрамлять выступление солистов. В некоторых постановках кордебалет изображает толпу, в других — усиливает переживания главных героев, дополняет танец солиста. Иногда постановщики используют кордебалет как самостоятельную «силу» или символ, важный для выражения идеи произведения.
В XIX веке был распространён преимущественно женский кордебалет, но сейчас он существует наравне с мужским.
Танцовщик, проявивший мастерство и харизму, становится ведущим артистом кордебалета. Исполнителей таких партий называют корифеями. Артистам этого звания доверяют небольшие танцы в двойках, тройках и других ансамблях.
Следующая ступень — стать солистом. Они бывают вторые и первые, или первые и ведущие — название зависит от принятой в театре терминологии. У солистов больше обязанностей: они исполняют отдельные партии, чаще репетируют и гастролируют.
Получить звание премьера или прима-балерины значит оказаться на верхушке иерархии балетной труппы. Тамара Карсавина, Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Галина Уланова назывались таковыми не просто так. Премьер и прима, подобно любым виртуозам, обладают уникальным стилем, харизмой. Они не просто выполняют указания балетмейстера, но раскрывают роли в индивидуальной манере. Вместе с желанным титулом приходит огромная ответственность — вся дальнейшая карьера танцовщика посвящена оттачиванию мастерства. Но также он обретает творческую свободу: может выбирать партии и партнёров.
Раньше считалось, что в театре может быть пять-шесть балерин, а прима — только одна. Сейчас условия менее строгие. Например, в Мариинском театре шесть прим и пять премьеров, в Большом — девять прим и одиннадцать премьеров.
Горбилет | 04 января 2024
От кордебалета до примы: иерархия в балетной труппе
Классический танец — консервативное искусство. В балетной труппе сохраняется строгая иерархия, о которой знают не все зрители. Рассказываем о пирамиде балетных статусов и о том, почему сложно быть примой или премьером.
5991
0.0
0
Фото: Анна Павлова / radiovera.ru
Похожие темы