Аристократам прошлого Замоскворечье казалось ужасно скучным, сонным местом. Жили там, по их мнению, люди вульгарные, старомодные, ничем не интересующиеся… Мещане!
Главным адвокатом таинственной «страны» на правом берегу Москвы-реки был Николай Островский. Он, «Колумб», открыл москвичам (и всей России) невиданный край, по которому в праздник разносится густой колокольный звон, запах пирогов стоит во всём квартале, а одеваться по моде считается неприличным.
Застраивать Замоскворечье начали в XIII веке. К 1365 году относится запись о пожаре — позже район будет ещё не раз гореть, тонуть и переживать вражеские набеги. Память о плохих дорогах дошла до нас в некоторых топонимах. Название улицы Балчуг происходит от татарского слова «балчык» — глина, грязь. То же относится и к Болотной площади, на месте которой изначально было реальное болото. Кстати, за ним раньше устраивали кулачные бои, а в 1775 году здесь казнили Емельяна Пугачёва с соратниками.
Татары (так называли всех выходцев из Востока) изрядно отметились в Заречье. С конца XV века они терроризировали московских князей набегами, брали с них дань. Приходили в столицу через Большую или Малую Ордынку. Там же (или в Татарской слободе), по видимому, находилось их подворье.
В XVI веке построили укрепление Скородом, и Заречье стало частью Москвы. Территория стремительно наполнялась ремесленными слободами, поселились тут и стрельцы — защищали южный рубеж. До петровских времён Заречье охраняло Москву, обеспечивало торговлей. С приходом великого реформатора столица переехала в Петербург, ремесленники — туда же, а стрелецкое войско расформировали: кого-то казнили, других отправили в разные полки.
Фото: вид на Замоскворечье, 1848 / commons.wikimedia.org
Их место заняли купцы, военные и мелкие чиновники. Скупать задёшево старые участки и объединять в огромные усадьбы было обычным делом. После пожара 1812 года облик «мещанской страны» снова изменился. Уцелели только каменные дома, которых становилось всё больше.
В XIX веке Замоскворечье превратилось в уголок безмятежного патриархального купечества. Удалённая от суеты, питающая творчество атмосфера привлекала интеллигентов. Островский, Фет, Григорьев сочиняли здесь, а в 1850-е один из флигелей дома на Пятницкой улице снимал Толстой. Чехов поселился на Большой Якиманке после окончания обучения: «Квартира моя за Москвой-рекой, а здесь настоящая провинция: чисто, тихо, дешево и… глуповато», — писал он журналисту Лейкину.
Искусство в Замоскворечье принёс Третьяков. Здесь же начинали творить молодые и перспективные архитекторы, ведь в отличие от центра города за Москвой-рекой оставались незастроенные участки. На Большой Ордынке отметился Щусев — автор церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Фото: shutterstock.com
В начале ХХ века купеческое Замоскворечье стало крупнейшим пролетарским центром Москвы. Металлургическая, текстильная, лёгкая промышленность… неудивительно, что тут же в 1905 году поднялись бурные стачки, а в 1917-м район стал одним из главных боевых пунктов революции. Но интеллигенция не исчезла. В Замоскворечье появлялся Есенин, Цветаева с Эфроном, а в Доме московских писателей в разное время жили Пастернак, Паустовский, Барто, Пришвин, Ильф и Петров.
Фото: панорама Москвы 1901 года / commons.wikimedia.org
Сейчас в Замоскворечье очень много офисов, ресторанов, элитной недвижимости и несколько станций метро: «Третьяковская», «Полянка», «Павелецкая». Доедьте до любой из них, чтобы начать прогулку по купеческой Москве.
Третьяковская галерея
Центр притяжения Замоскворечья (и всей Москвы), за который мы сердечно благодарим Павла Третьякова. Сначала коллекционер хранил всё искусство в своём доме в Лаврушинском переулке. Вскоре ценности было некуда складывать — пришлось открыть целую галерею, которая бесконечно разрасталась и перестраивалась. В 1891 году из музея украли четыре произведения искусства. Третьяков очень расстроился и закрыл галерею на два года. Правда, позже его сердце оттаяло. А в завещании меценат специально указал, что вход в картинную галерею должен быть бесплатным.
Фото: shutterstock.com
О богатстве Третьяковки знают даже те, кто далёк от искусства. Блуждайте по этим залам, чтобы найти коллекцию древнерусских икон, «Богатырей», «Неравный брак», «Утро в сосновом лесу», «Явление Христа народу» и другие известнейшие полотна русского искусства.
Храмы
Отголоски того самого «густого и непрерывного звона» ещё слышны в Замоскворечье. Церквей здесь очень много — самые известные мы отметили на карте. Уверены, ваше внимание привлечёт похожий на пирожное розовый храм Воскресения Христова в Кадашах. Изящное здание в стиле московское барокко построили в конце XVII века. Внутри стоял богатый, позолоченный иконостас: он пострадал от наполеоновской армии, а в советские годы и вовсе пропал. После революции храм закрыли, устроили здесь хранилище документов КГБ, позже — спортивный клуб соседней колбасной фабрики. В 2006 году церковь передали верующим.
Фото: © E. O. / Фотобанк «Лори»
Чуть дальше на Большой Ордынке вас встретит церковь иконы «Всех скорбящих Радость». Её освятили в честь названного чудотворного образа Пресвятой Богородицы. После молитв этой у иконы исцелилась страдавшая язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева. Кроме этого, церковь знаменита тем, что строилась в два этапа разными людьми, а выглядит абсолютно цельным архитектурным памятником. Кстати, её лаконичный интерьер больше напоминает католическую базилику, чем расписной православный храм.
Церковь Климента Папы Римского строил Пьетро Антонио Трезини, дальний родственник первого архитектора Петербурга и пионер «петровского барокко». В период Смутного времени храм стал форпостом при освобождении Москвы от поляков.
Фото: © lana1501 / Фотобанк «Лори»
На Большой Ордынке возвышается монастырь Марфо-Мариинская обитель, в который входит та самая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую проектировал Щусев. Саму обитель основала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Жившие здесь сёстры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, но позже могли освободиться от обязательств и создать свою семью.
У метро «Полянка» стоит ещё один декоративный охряный узорчатый храм Святого Григория Неокесарийского. По преданию, храм заложили в честь возвращения из плена великого князя Василия II. До сих пор некоторые считают, будто здесь венчали и крестили Петра I, хотя историки утверждают, что это происходило в Кремлёвском Соборе.
Фото: © Елена Орлова / Фотобанк «Лори»
Дом-музей Александра Островского
Здесь «Колумб Замоскворечья» родился в 1823 году и прожил до 1826-го. В советское время бывший дом драматурга отдали под коммунальные квартиры, а в 1984-м здесь открыли музей Островского.
Во многом атмосфера дворянского быта XIX века царит в комнатах благодаря неравнодушным москвичам: они передали музею антикварные лампы, подсвечники, самовары и шали. В коллекции хватает и личных вещей Островского, а сама экспозиция посвящена становлению его пьес на сценах театров. Вокруг усадьбы разбит прекрасный сад, в котором летом чувствуешь себя настоящим замоскворецким купцом.
Усадьба Демидовых
Изначально дом принадлежал Аммосу Демидову — выходцу из рода промышленников. Здесь он жил со своей женой княгиней Анной Вяземской, настоящей аристократкой. Оба любили пустить пыль в глаза — обустроили дома роскошную бальную залу, позолотили карнизы в анфиладах, а на территории усадьбы разбили фруктовый сад с плодородными деревьями, липами и прудом. Особого внимания заслуживает чугунная ограда особняка — невесомого демидовского литья, купленный уже следующими владельцами.
В 1859 году усадьба перешла графине Марии Соллогуб. При ней тут начал собираться модный литературный салон. На встречах бывали братья Киреевские, Хомяков, братья Аксаковы, Тургенев. Они были представителями разных лагерей — славянофилы и западники — но в обществе Соллогуб ненадолго оставляли непримиримые споры.
После смерти графини в здании усадьбы открылась школа, с 1942 года здесь работает Государственная библиотека имени К. Д. Ушинского.
Особняк Константина Бахрушина
Согласитесь, усадьба выглядит так, будто ей место в Версальском парке! Раньше на месте дома Бахрушина стоял другой купеческий особнячок, но он сильно пострадал во время пожара 1812 года. Позже пришли иные купцы: они восстановили здание.
Окончательный лоск ему придал Константин Бахрушин, выходец из богатой купеческой семьи, владевшей кожевенными и суконными мануфактурами. В конце ХХ века он заказал проект «домашнему архитектору» семьи Карлу Гиппиусу. Фишка здания — ярко-голубой фасад и богатый лепной декор. В 2022 году дом отреставрировали, так что его роскошью москвичи и туристы наслаждаются сполна.
Театральный музей Бахрушина
В конце маршрута обостряем чувства двойным ударом гиппиусовской эклектики. Театральный музей основал другой выходец из рода Бахрушиных — Алексей. Он был страстным собирателем искусства, часто путешествовал по России и загранице, откуда привозил театральные раритеты, мебель, старинные русские костюмы. Впервые Бахрушин представил свою коллекцию в 1894 году. После революции его средства стали, мягко говоря, гораздо скромнее. Но это не помешало ему распоряжаться ими так, чтобы продолжать пополнять коллекцию. Его работа была невероятно продуктивной — советское правительство даже постеснялось отнимать у Бахрушина его детище: бывшего «барина» назначили директором музея.
Фото: © Baturina Yuliya / Фотобанк «Лори»
Сейчас в коллекции 1,5 миллиона экспонатов. Залы хранят архивы и рукописи Грибоедова, Немировича-Данченко, Шаляпина и других деятелей российского и мирового театра, а ещё эскизы костюмов и декораций, выполненные Рерихом, Врубелем, Бенуа, Кустодиевым… Также в музее есть огромные отделы фотодокументов, афиш и программ. Хранятся там и великолепные костюмы, в которых блистали звёзды театра.
Горячо рекомендуем экскурсию «Тайны замоскворецких двориков. Маршрут №1» тем, кто влюбился в Замоскворечье и хочет туда вернуться, чтобы узнать все тайны района.
Главная
Замоскворечье — уголок старой купеческой Москвы
Горбилет | 25 ноября 2023
Замоскворечье — уголок старой купеческой Москвы
Если Москва кажется вам бесчисленным хороводом спешащих на работу клерков и неугомонной толпой нуворишей из «Сити», вам срочно нужно в Замоскворечье! Эта тихая местность разрослась из ремесленных слобод и вопреки всему сохранила эстетику старой купеческой Москвы.
740
0.0
0
Фото: © Елена Орлова / Фотобанк «Лори»
Похожие темы