Александра Шишкина | 12 декабря 2024

Романтический гипноз: выставка Каспара Давида Фридриха в Эрмитаже

Эрмитаж завершает год выставкой-блокбастером «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия», приуроченной к 250-летию немецкого романтика. Самую большую за пределами Германии коллекцию работ Фридриха показывают в Зимнем дворце с 8 декабря 2024 по 13 апреля 2025 года.
2858
0.0
0
Выставка Каспара Давида Фридриха в Эрмитаже
Фото: Александра Шишкина / Горбилет

Фридриха любят и понимают в России, особенно в Петербурге. Родившийся в Грайфсвальде, на берегу Балтийского моря, художник писал такие знакомые нам пейзажи северной природы. 

Кураторы экспозиции «Ландшафт души» Михаил Дединкин и Александра Коншакова показывают, насколько глубоким было влияние дрезденского романтика на российскую культуру начала XIX века. Всего на выставке представлено более 200 экспонатов, среди них 11 картин и 16 рисунков Фридриха, произведения других западных и отечественных художников, предметы старинной мебели и декора, редкие документы (в том числе переписка Фридриха и Василия Жуковского!) из музеев и библиотек. В экспозиции участвуют ГМИИ им. Пушкина, Третьяковская галерея, Пушкинский дом, музеи Гатчина, Паловск, Петергоф и Тарханы. 



Николаевский зал погружён в комфортный сумрак: зритель словно попадает внутрь волшебного фонаря. Лучи окрашивают потолок и хрустальную люстру в глубокие синий, красный, жёлтый оттенки. Пространство стало камернее, человечнее, располагает ко «вчуствованию» в картины Фридриха. Звучит Пятая симфония Густава Малера. Чтобы расширить музыкальный ландшафт, зритель волен включить
плейлист, который коллектив musicAeterna составил специально для выставки. 

Архитектором проекта выступил Максим Атаянц — приверженец неоклассики, он создал строгое и изысканное пространство, в котором легко сосредоточиться на небольших картинах Фридриха.



Выставка состоит из четырёх разделов. Работы протагониста экспозиции прокладывают магистральную линию, другие рассказывают об отношениях Фридриха с романтиками (в первую очередь с поэтическим дядькой «чертей и ведьм» Жуковским) и с российским императорским двором, выступавшим одним из главных меценатов: материальная поддержка Николая I была очень нужна художнику в последние годы жизни, когда после инсульта он оказался частично парализован и почти не мог рисовать.

 

Поэт-романтик и Белая роза: как картины Фридриха попадали в Россию
 

Лейтмотив эрмитажной выставки — дружба, которая свела героев экспозиции. Первой почитательницей Фридриха в России была прусская принцесса Шарлотта, больше известная как Александра Фёдоровна. В коллекции её брата Фридриха Вильгельма хранилась, например, работа «Монах на берегу моря» (1809–1810 годы), так что принцесса была знакома с творчеством художника, а позже сама охотно собирала его.


Портреты великого князя Николая Павловича (Вильгельм Голике, первая треть XIX века) и принцессы Шарлотты Прусской (Герхардт фон Кюгельген, 1817 год)

Шарлотта Прусская приехала в Петербург в 1817 году, чтобы стать супругой великого князя Николая Павловича. С собой Белая Роза, как называли Александру Фёдоровну близкие, привезла романтическую очарованность Средневековьем, которая на выставке принимает осязаемую форму в «готическом» мебельном гарнитуре.



Постоянным собеседником будущей императрицы был Жуковский, обучавший её русскому языку. Их общим знакомым был Фридрих: Василий Андреевич впервые встретился с ним в 1821 году и был верен дружбе до последних дней жизни художника. Придворная квартира поэта в Шепеловском доме (на его месте построили Новый Эрмитаж) стала своеобразным порталом, через который немецкая культура попадала в Россию. Александр Пушкин, Николай Гоголь, Михаил Глинка и другие именитые гости Жуковского знакомились в его квартире на Миллионной с метафизическим, философским искусством Фридриха. 


Орест Кипренский. Портрет поэта В. А. Жуковского, 1816 год


Творец мечтаний: за что художника любили при жизни, и почему после смерти он оказался надолго забыт
 

Выпускник Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене, Фридрих уже в 1805 году победил в конкурсе, организованном Иоганном Вольфгангом Гёте (его дух незримо кружит над Николаевским залом). Религиозный, одухотворённый художник-философ противопоставлял своё мифическое искусство выхолощенной, рациональной, вскормленной на итальянской почве живописи классицизма. Синтез мифологии и религии, язычества и христианства, патриотизм и неприятие французского нашествия, способность поэтизировать природу, передавать свои эмоции через пейзаж — всё это сделало Фридриха популярным среди современников.



Однако постепенно сдержанного романтика сместили более эффектные и манерные назарейцы, ориентировавшиеся на Рафаэля и мастеров Кватроченто. Среди картин художников «Союза святого Луки» на эрмитажной выставке — «Триумф религии в искусстве» (1830), которую Жуковский заказал Иоганну Фридриху Овербеку для коллекции цесаревича Александра Николаевича. 



После смерти Фридриха коллекции его работ пострадали и раздробились, словно злой романтический рок не хотел сохранить их для будущих поколений. Пожар 1837 года в Зимнем дворце уничтожил транспарентные рисунки Фридриха — тонкие акварели на промасленной бумаге, которые по задумке художника должны были стать предметами театрального действа в покоях Александра Николаевича. Специально для выставки «Ландшафт души» студенты Академии художеств воссоздали эти картины по сохранившимся эскизам, а оркестр musicAeterna сопроводил их музыкой. 



Когда умерла Александра Фёдоровна, многие картины Фридриха из её коллекции утратили авторство. В то же время собрание Жуковского рассыпалось по всему миру, впрочем, в Эрмитаже показывают произведение Фридриха, которое точно принадлежала поэту — картину «Василий Жуковский и братья Александр и Сергей Тургеневы» (1827). 



Фридриха переоткрыли в 1906 году, когда 32 его работы выставили в Берлине. Художник быстро получил признание среди сюрреалистов, а Сэмюэля Беккета вдохновил на пьесу «В ожидании Годо». Правда рок попытался вмешаться ещё раз: в 1931-м пожар в мюнхенском Стеклянном дворце уничтожил несколько произведений немецкого романтика. Все поняли, что это настоящая катастрофа. Сегодня, в юбилейный для Фридриха год, немецкого романтика чествуют по всему миру, что подтверждает, насколько он современен.


 

Картины-загадки: как понимать произведения Фридриха
 

Странные, вроде бы реалистические, но и мистические пейзажи, часто нарочито симметричные и обязательно с фигурами людей, обращенными спиной к зрителю — вот усреднённое описание картин Фридриха. В них наиболее ярко проявляется концепция двоемирия, знакомая по учебникам литературы. Это же делает его полотна открытыми для толкований, что сознательно подразумевал художник.

Можно воспринимать пейзажи Фридриха, как есть, без нагрузки философией и символизмом. Например, картина «Восход луны над морем» (1821), украшавшая неоготический дворец «Коттедж» в Петергофе, настраивает на созерцательность гармоничной композицией: пара женщин ближе к берегу, пара мужчин посреди воды, пара кораблей возвращаются на родину.



Возможна и другая оптика: толковать образы-символы фридриховских пейзажей. Рассматривая небольшую картину «Берег моря» (1835), легко интерпретировать рыбацкие сети как метафору заточения на земле, а в птицах видеть человеческий дух, который всегда воспаряет над бренностью.



Наконец, третий вариант соединяет первые два и предлагает зрителю включиться в пейзаж, поставить себя на место тёмных фигур и вместе с ними «прожить» свет луны, восход солнца, переливы закатного неба. Точно известно, что романтики не стремились конструировать однозначные образы: оставшись наедине с картиной, каждый волен наполнить её своими смыслами — в этом и заключается притягательность работ Фридриха.

Итог главной линии в «Ландшафте души» подводит «Теченский алтарь», точнее, его репродукция, выполненная неизвестным художником. Картину с распятием, возвышающимся над хвойным лесом, окружает воображаемая рама, отсылающая к оригинальной, которая составляет единое целое с изображением. Работа создавалась в 1808 году и была одним из первых масляных произведений Фридриха. Тем интереснее, что в Эрмитаже она заканчивает экспозицию: мир, открытый Фридрихом и другими романтиками приходит к закату, но остаётся точкой, питающей наши силы — местом, куда мы хотим вернуться.


 

От Жуковского до Ребеля: какие ещё художники представлены на выставке
 

Кроме работ дрезденского романтика, на выставке также представлено множество замечательных произведений российских творцов. Любопытно посмотреть рисунки и гуаши Жуковского, которые поэт начал создавать после знакомства с Фридрихом. На небольших листах — виды Италии, Швейцарии, Крыма и Царского села.



Поэзию на выставке также представляет Михаил Лермонтов: из Тарханов привезли несколько его кавказских пейзажей, на которых горы напоминают декорации к «Властелину колец».



В большой русский раздел «Ландшафта души» также вошли знаменитый портрет Жуковского кисти Ореста Кипренского, «Осенняя ночь в Петербурге» Михаила Воробьёва из Третьяковки, «Святое семейство» Герхардта Рейтерна (отца Елизаветы Рейтерн, супруги Жуковского), «Остров Валаам при закате солнца» и «Вид на Волге близ села Красновидова» Никанора Чернецова. 



Раздел западной живописи радует большим количеством графики — среди прочих представлены, например, работы Карла Фердинанда фон Кюгельгена, придворного живописца Павла I и Александра I. Мастер писал виды Крыма, Ивангорода, северные пейзажи, замки и притягательные руины. Задерживается взгляд и на картинах «Пейзаж с замком» Андреаса Леонарда Роллера и «Марина» Йозефа Ребеля. Представленные работы хорошо отражают вкусы двора, но едва ли могут тягаться со вдумчивыми шедеврами Фридриха.


 

Как работает выставка и сколько стоят билеты
 

Экспозиция «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» открыта в Николаевском зале Эрмитажа до 13 апреля 2025 года. Попасть можно по билетам в Главный музейный комплекс. Они стоят 500 ₽ для взрослых, 300 ₽ для студентов, детей от 14 до 18 лет и пенсионеров (бесплатный день — по четвергам).

Предусмотрены отдельные, вечерние сеансы на выставку: проходят по четвергам и воскресеньям в 18:15, 18:30 и 18:45. Билеты стоят 400 ₽ для взрослых, 250 ₽ для студентов, детей от 14 до 18 лет и пенсионеров. 

Фото: Александра Шишкина

Похожие темы

Рекомендованные материалы

23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

11490
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+