Минутка теории. Атланты используются в архитектуре как несущие элементы: колонны, столбы, пилоны или кронштейны. Украшать фасады такими скульптурами придумали ещё в античности, и всё благодаря древнегреческой мифологии. Легенда гласит, Атлант был титаном, братом Прометея. Он боролся с олимпийскими богами, проиграл, и в наказание его приговорили вечно держать на своих плечах небосвод. Миф символически перешёл в архитектуру, и теперь атланты обречены удерживать (и украшать!) фасады домов, особняков и дворцов. В том числе в Петербурге.
Новый Эрмитаж
Мраморные гиганты Нового Эрмитажа — самые известные атланты Петербурга. Неудивительно, что они появились именно здесь: здание проектировал архитектор Лео фон Кленце, большой знаток античности и создатель неогреческого стиля.
Десять могучих атлантов в портике у главного входа добавляют музею величественности. Скульптуры из серого сердобольского гранита создали Александр Теребенёв и 150 каменотёсов. Прообразом для эрмитажных атлантов стали теламоны храма Зевса в Акраганте на Сицилии — обломки одной из древнегреческих статуй дошли до нашего времени.
Фото: shutterstock.com
Великолепные атланты быстро захватывают внимание и как-то даже не замечаешь забавную деталь: внушительные титаны с невероятным усилием поддерживают лёгкий балкон, который в их помощи не особо нуждается. Но это не так важно, ведь скульптуры появились здесь исключительно для красоты. К слову, именно они вдохновили Александра Городницкого на песню «Атланты».
Адрес: Миллионная улица, 35
Дворец Белосельских-Белозерских
Броский палаццо в стиле необарокко привлекает внимание прохожих фламинговым цветом фасада и скульптурами на нём. Проект дворца создал Андрей Штакеншнейдер, а фигурами атлантов (и кариатид) занимался Давид Йенсен.
Фото: shutterstock.com
Особняк строился по заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского. За образец архитектор взял Строгановский дворец авторства Бартоломео Растрелли. Изысканнейший дом на углу Невского и набережной Фонтанки современников впечатлил: его называли «величественным палаццо» и «совершенством», а про архитектора сказали, что он «совершил настоящий художественный подвиг». Подробно про дворец Белосельских-Белозерских «Горбилет» рассказал в статье.
Адрес: Невский проспект, 41
Дом Веге
Графитовый дом в паре минут ходьбы от Мариинского театра построили в начале ХХ века. Здание принадлежало Роберту Веге, которого называют то «ультрамариновым», то «шоколадным королём». Одни говорят, у него был ультрамариновый завод, другие добавляют, что Веге владел акциями «Жоржа Бармана» — российской кондитерской компании, которая поставляла шоколад к Императорскому двору.
Фото: shutterstock.com
Здание строилось по проекту архитектора Сергея Овсянникова. Дом Веге получился величественным, под стать владельцу. Квартиры здесь были «премиальными».
Фишкой доходного дома стала арка с колоннадой, украшенная скульптурами атлантов. Автор этих стражников неизвестен, но мы знаем, что он вдохновлялся эрмитажными великанами — специально, чтобы сделать дом привлекательнее для состоятельных жильцов.
Адрес: проспект Римского-Корсакова, 41
Дом Англареса
Вход в парадные дома Англареса охраняют четыре атланта-дикаря, самые необычные в Петербурге. У мускулистых титанов густые бороды, на головах — шкуры и черепа диковинных зверей, а на ногах — меховые ботинки. Ноша насыщенных декором эркеров явно не кажется им тяжёлой: атланты опирают на них плечи, слегка поддерживая одной рукой. Многие называют эти скульптуры мистическими. Некоторые признаются, что им тяжело ходить рядом с домом Англареса: им кажется, будто атланты следят за ними.
Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Вообще над домом в Сапёрном переулке принято посмеиваться — уж слишком избыточным получился его декор. Помимо нетривиальных атлантов на фасаде можно увидеть кариатид, насчитать 32 фигурки путти, заметить фриз драконьих голов, а также львиные, кошачьи и другие маски. Изначально архитектор Павел Дейнека не планировал такой изобильной эклектики, но заказчик увлёкся декорированием, и пришлось выполнять.
Адрес: Сапёрный переулок, 13
Дом Колобовых
Пышно декорированное здание с угловой башней-ротондой построили архитекторы Гингер и фон Винкель для петербургских лесопромышленников, братьев Фёдора и Николая Колобовых. Почти сразу после постройки, в 1912 году, «Колобовский дом» получил диплом на городском конкурсе фасадов.
Со стороны улицы Ленина в здание вписан открытый парадный двор-курдонёр. Фасад у ворот украшают бородатые атланты — они поддерживают балконы. По другой части здания и внутри парадной можно увидеть кариатид.
Читайте, что посмотреть поблизости в статье «Петроградская сторона за один день: модерн, муралы и модные пространства».
Адрес: улица Ленина, 8
Фото: Ольга Сафонова / Горбилет
Дом Бурцева
Доходный дом библиофила, мецената Александра Бурцева украшают атланты, закованные в цепи. Их создал архитектор Александр Володихин: он как бы заставил скульптуры «срастись» с фасадом с помощью непривычных поз.
Квартиры на верхних этажах дома Бурцева сначала сдавались в аренду, потом туда въехали Женские курсы высших архитектурных знаний. В нижних этажах меценат разместил залы, в которых выставлял собственную коллекцию книг, гравюр и альманахов. Сейчас здесь находится Большой театр кукол.
Адрес: улица Некрасова, 10