Александра Шишкина | 22 марта 2024

«Чистка души»: почему ставят «Воскресение» Толстого

Театральный сезон 2023–2024 подарил несколько премьер по роману «Воскресение» Льва Толстого: в Александринке, Театре имени Ленсовета, «Приюте комедианта» и Театре Гоголя. Каким получился каждый спектакль? Что делает первоисточник популярным? Какие вопросы в нём поднимаются? Рассказываем в статье.
107
0.0
0
Фото: сцена из спектакля «Воскресение» Никиты Кобелева / Александринский театр

Ликбез: как Толстой писал и публиковал «Воскресение»


Изначально граф хотел назвать книгу «Коневская повесть»: её сюжет подсказал юрист Анатолий Кони в 1887 году. История о соблазнённой девушке, ставшей проституткой, в реальности закончилась проще: она умерла в тюрьме. На суде один из присяжных заседателей действительно узнал в ней женщину, которую когда-то соблазнил, и пожелал жениться на ней. Не успел.

К этому сюжету Толстой примешал личные нравственные муки — вспоминал, как в юности соблазнил горничную Гашу. По словам писателя, после этого девушку прогнали из дома его тётушки, и она погибла. На самом же деле Гаша продолжала служить у сестры Толстого Марии Николаевны.


Фото: сцена из спектакля «Воскресение» Никиты Кобелева / Александринский театр

Работа над романом «Воскресение» продолжалась (с перерывами) 11 лет. В 1899-м книгу начали по главам публиковать в журнале «Нива» с иллюстрациями Леонида Пастернака — отец знаменитого поэта создавал эскизы вместе с Толстым. К тому времени Лев Николаевич уже отказался от гонораров за книги, но за «Воскресение» потребовал у издателя круглую сумму. Деньги он отдал преследуемым духоборам, которые бежали из России в Канаду. 

Через год с небольшим после публикации «Воскресения» Русская православная церковь отлучила Льва Толстого. Официальная причина — граф неблагонравно изобразил в романе сцену причастия. По мнению автора книг о Толстом Павла Басинского, на самом деле классика хотели наказать за то, что тот «шагнул в эпоху "нью эйдж", церковь делать этого не желала».

Зрелый Толстой попытался соединить в романе реализм и Евангелие. Получилось очень морализаторское произведение, но всё тот же Басинский говорит: без него не было бы «Тёмных аллей» Бунина, «Матери» Горького и, возможно, всего «социалистического реализма». Известно также, что роман дал толчок реформе судебной системы в России.


Иллюстрация Леонида Пастернака к роману «Воскресение» / drawing-museum.org

 

Вспоминаем сюжет «Воскресения» (осторожно — спойлеры!)


Катюша Маслова — прижитая от цыганина дочь дворовой женщины в деревне у двух сестёр-помещиц. Барышни берут девочку к себе после смерти её матери: Катя у них и горничная, и воспитанница. В 16 лет девушка знакомится с богатым князем Дмитрием Нехлюдовым — племянником своих опекунш. Она влюбляется в него. Через несколько лет Нехлюдов, уже развращённый военной службой, вновь оказывается в деревне. Он соблазняет Маслову и бросает её. Катюша ссорится с барышнями, уходит от них, а после живёт где придётся. Её приглашают работать в дом терпимости. Женщина соглашается и пребывает там семь лет, пока её не отправляют в острог по обвинению в убийстве и ограблении клиента. Из-за судебной ошибки героиню наказывают за то, чего она не совершала.


Фото: сцена из спектакля «Воскресение» Айдара Заббарова / Юлия Смелекина, Театр имени Ленсовета

Дмитрий Нехлюдов — присяжный на слушании дела Масловой. Во время заседания он узнаёт в ней ту, кого соблазнил. Нехлюдов всегда стыдился этого эпизода и теперь, попросив помощи у Бога, он решает искупить вину — жениться на арестантке. Князь навещает Маслову, делает ей предложение, но она отказывается. И всё же Нехлюдов отдаёт всю свою землю в аренду крестьянам, а сам отправляется за Катюшей в Сибирь.

Благодаря Нехлюдову Маслову переводят от уголовных к политическим заключённым. В неё влюбляется политзек Владимир Симонсон, и женщина отвечает ему взаимностью. Несмотря на помилование, которое выхлопотал для неё Нехлюдов, Катя остаётся на каторге ради Симонсона.


Фото: сцена из спектакля «Воскресение» Айдара Заббарова / Юлия Смелекина, Театр имени Ленсовета

Князь возвращается домой. Его мучает несправедливость, общественное зло, которое он наблюдал в тюрьме. Он не видит никакой возможности хотя бы понять, как победить его. После долгих размышлений Нехлюдов раскрывает Евангелие на восемнадцатой главе от Матфея, и простые, но верные мысли открываются перед ним во всей ясности. Так начинается новый этап его жизни. 

«Ответ, которого он не мог найти, был тот самый, который дал Христос Петру: он состоял в том, чтобы прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны и потому могли бы наказывать или исправлять».

 

Что было раньше: экранизации, оперы и спектакли по «Воскресению»


Мы насчитали 32 экранизации «Воскресения». Примечательно, что первая появилась уже в 1907 году, а снял её датский режиссёр Вигго Ларсен. Роман очень любили экранизировать в Америке: среди прочих свои версии представили Дэвид Уорк Гриффит, Эдвин Кэруи, Рубен Мамулян. Даже Япония, Шри-Ланка и Мексика подарили миру фильмы по роману Толстого. 

 


Советский режиссёр Михаил Швейцер представил собственное нуарное «Воскресение» в 1960 году. В главных ролях сыграли Тамара Сёмина и Евгений Матвеев.
 


Театральные постановки тоже были: в 1930-м состоялась премьера «Воскресения» Владимира Немировича-Данченко с Клавдией Еланской и Василием Качаловым в главных ролях. 

В 1998 году Эдуард Марцевич представил инсценировку романа на сцене Малого театра. В прессе тех лет писали, что один из зрителей поднялся из зала на авансцену и встал на колени перед Катюшей — Инной Ивановой — в конце одного из показов.

Пьесу братьев Пресняковых «Воскресение. Супер», написанную на основе романа, поставил в Театре Олега Табакова петербургский режиссёр Юрий Бутусов в 2004 году. 

Ещё были оперы по «Воскресению»: их создали итальянец Франко Альфано, словацкий композитор Ян Киккер, американец Тод Маховер.


Фото: сцена из спектакля «Воскресение» Никиты Кобелева / Александринский театр

 

Новые постановки: о чём они?


В сезоне 2023–2024 четыре режиссёра представили свои инсценировки «Воскресения». Особый бум почему-то пришёлся на Петербург: театральные версии романа подготовили главный режиссёр Александринки Никита Кобелев, Айдар Заббаров в Театре Ленсовета, основатель «Невидимого театра» Семён Серзин — для «Приюта комедианта». Переоткрыть «Воскресение» для Москвы взялся Павел Пархоменко в Театре Гоголя — пока его постановка единственная в столице.

Откуда всплеск интереса к роману Толстого? Почему именно сейчас? Расскажем. Но сначала о том, что каждый режиссёр вложил в свою версию.

 

«Воскресение» Никиты Кобелева в Александринском театре


Режиссёр «вчитал» в инсценировку много позднего Толстого: мотивы и отдельные сцены из «Крейцеровой сонаты», «Отца Сергия» и «Записок сумасшедшего». И хотя роман иллюстрирует полную картину российской действительности конца XIX века, фокус Кобелева смещён на личную драму Нехлюдова. «Хотелось поговорить на темы, как легко человек превращается в зверя, теряет человеческий облик, поддается соблазну и т. д. Тут темы Достоевского возникают. Преступление — наказание — воскресение», — говорил режиссёр в интервью «Независимой газете».

Критики оценили спектакль за тонкую игру Тихона Жизневского и Анны Блиновой, продуманную сценографию с декорацией в виде вагона и актуальный посыл — всё-таки история про суды, систему и поиск справедливости. Произошло ли нравственное воскресение Нехлюдова? Судить зрителям.

Билеты: от 200 ₽

 

Фото: сцена из спектакля «Воскресение» Никиты Кобелева / Александринский театр
 

«Воскресение» Айдара Заббарова в Театре имени Ленсовета


Интересно, насколько полярной по сравнению с версией Александринки получилось «Воскресение» Заббарова. Доминанта — история Катюши Масловой, от её лица и ведётся повествование. Женская оптика оказывается пронзительнее мужской. Нехлюдов из романтичного дворянина превращается в похотливого хулигана, когда насилует Катю. А потом за преступление со всей суровостью её судят те же мужчины, что недавно смотрели с вожделением.

И всё же в спектакле Заббарова остаётся место для юмора. Чего стоит монолог председателя в исполнении Александра Новикова. Фирменную невнятную речь судей он превращает в искусную скороговорку. Комичных сцен в постановке хватает, а вот эпизоды с политическими опущены вообще. Достаточно просветлённого облика Кати в конце и её фразы: «Таких прекрасных людей, как политические заключенные, я никогда не видела». 

Отдельно зрители хвалят изобретательную сценографию: мрачная бетонная стена служит настораживающим фоном и предрекает грустный финал, несмотря на светлое начало. Музыка и театральные аттракционы добавляют зрелищности.

Билеты: от 750 ₽ вместо 1500 ₽  

 

«Воскресение» Семёна Серзина в «Приюте комедианта»


«В сложном потоке тысячи морализаторских слов Льва Николаевича мы попытались выловить простые человеческие судьбы, которые, впрочем сами собой и являют умозаключения классика», —  объясняет идею постановки Семён Серзин.

Режиссёр собрал мощный актёрский состав. На сцену вернётся заслуженная артистка России Роза Хайруллина (ранее играла в «Приюте комедианта» у Богомолова в спектакле «Лир»). Роль Нехлюдова досталась артисту МДТ Евгению Санникову, Маслову сыграет Татьяна Ишматова. Видеохудожником спектакля значится актриса БДТ Александра Магелатова. 

Премьерный показ пройдёт 11 апреля. 

Билеты:
от 2500 ₽


Фото: Евгений Санников — Нехлюдов / «Приют комедианта»

 

«Воскресение» Павла Пархоменко в Театре Гоголя


Режиссёру удалось выдержать баланс между глубиной и ясностью, передать мысль Толстого без искажений. А мысль такая: над человеком нет суда, кроме Божия, и нет иной жизни, кроме духовной. Её Пархоменко высказывает без ноток морализаторства или заумности, говорит о Евангелии современным светским языком театра. 

Действие состоит из картин, раскрывающих единую мысль. Гротеск уживается с лиричностью и светом, хватает трогательных, ужасающих и даже смешных эпизодов. Радует и прекрасный актёрский ансамбль: князь Дмитрий — Александр Хотенов, Катя — Янина Третьякова, которая балансирует между детской чистотой и грубым развратом. Спектакль получился талантливым, глубоким и зрелищным. 

Билеты: от 500 ₽

 

Фото: Театр Гоголя
 

Почему ставят «Воскресение»


Одна из явных причин — «Воскресение» раньше мало ставилось. Режиссёрам, актёрам и зрителям интересно погрузиться в новый материал, поднять вопросы ответственности и чувства вины, поразмышлять на философские и общечеловеческие темы. Переложить почти 700-страничный роман Толстого, сократить и адаптировать для современного зрителя — нелёгкая и интересная задача, за которую охотно берутся талантливые постановщики. 

Ещё в романе поднимаются вопросы суда и безнаказанности, несправедливых приговоров, ошибок, которые ведут к роковым последствиям, жестокости и отсутствия (взаимо)понимания в окружающей нас реальности. Театральный критик Жанна Зарецкая подмечает, что «суды становятся сегодня энциклопедией российского общества, давая его практически полный срез». И многие вопросы, которые пытается осмыслить Толстой, откликаются для нас с болезненной актуальностью.
 

Фото: сцена из спектакля «Воскресение» Никиты Кобелева / Александринский театр

Все шедевры роднит одно — спустя 100, 300, 500 лет они смотрятся так, будто уловили нерв настоящего момента. Это же можно сказать о «Воскресении». Недопустимость насилия, объективация женщины, властвование одного над другим, социальные условности и груз душевной травмы — всё это тревожит нас, и есть в истории Кати и князя Дмитрия. 

Универсальные и однозначные ответы на экзистенциальные вопросы найти сложно (даже Евангелие можно толковать по-разному). Но мы обязаны задать себе их и хотя бы попытаться, подобно Нехлюдову и Толстому, жить честно, учиться прощать и не делать друг другу зло.

Похожие темы

Рекомендованные материалы

28 марта 2024

Посмеяться от души: комедийные спектакли в Санкт-Петербурге

620
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
12 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТесты
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+