Экспозиция «Метаморфозы эротики» появилась неслучайно: к этому весеннему открытию известный питерский коллекционер Павел Башмаков готовился основательно, много лет скупая ценную графику на арт-рынках. Его замысел заключался не в создании сухой ретроспективы, а в конструировании на стенах галереи настоящего исследования о Сальвадоре Дали, с которым многие не знакомы — о художнике, считавшем любовь «единственным достойным занятием в человеческой жизни».
В коллекцию, названную по одной из автобиографий Дали, вошли не только гравюры, но и скульптуры из бронзы, силуэты из стекла, оригинальные прижизненные фото. И что особенно приятно: часть из этих работ выставляется в России впервые.
Краткий словарь сюрреализма
К работам Дали нельзя подходить рационально: практически всегда они истеричны, изложены на грани глубокого сна и болезненной яви, с привкусом семейной драмы и заметной претензией на бессмертие. И всё-таки художник оставил нам несколько прочных образов, помогающих не теряться в мире страхов и фантазий, а читать его полотна как текст древней книги.
В фетишистском наборе мастера — муравьи (страх перед тленностью и сексуальное желание), костыли (опора и поддержка), яйцо (совершенство и возрождение), улитка (гармония между внешней жёсткостью и внутренней уязвимостью), выдвижные ящики (тайные мысли).
Узнаваемый визуальный язык Дали создал под впечатлением от работ Фрейда: однажды познакомившись с «Толкованием сновидений», он навечно уверовал в символы, бессознательное и собственное «я». К слову, после знакомства в 1938 году художник и отец психоанализа обрели преданных фанатов в лице друг друга.
Вдоль обнажённой графики и музейных этикеток
Разобравшись в тайнописи Сальвадора Дали, можно смело начинать гулять по выставке. Экспозиция начинается с «Новой мифологии» — серии рисунков авангардиста, посвящённой идеальному женскому телу и Античности. Все они выполнены в технике сухой иглы и содержат интерпретации известных древнегреческих сюжетов. Вы увидите «Елену и Троянского коня», «Похищение Европы», «Золотое руно», «Созвездие Венеры и Пикадора».
Обращение к классическому продолжает скульптура в этой же секции. Это «Венера Милосская с ящиками» — одна из самых известных фигур испанского художника. Идеальную богиню Дали эксплуатировал не один раз: она была первой музой и источником эротического удовольствия мастера. Каждый выдвижной элемент на теле — личная тайна, ставшая доступная постороннему.
Выставку продолжают иллюстрации Дали к «Тайным поэмам» французского писателя Гийома Аполлинера — дань уважения одного творца ХХ столетия другому. Нежный текст о пределе страсти Гийом посвятил своей возлюбленной.
Между рисунками располагается «Истерическая Венера Милосская» из цветного стекла — красивая галлюцинация Дали, который находил в феномене истерии много телесной одержимости, напоминающей вывернутую наизнанку арку.
Вторая часть зала отдана под гравюры к мемуарам Казановы. Несмотря на то, что Дали был менее бесцеремонным по отношению к страсти, его очень привлекала откровенная сексуальность известного сердцееда. В своём стремлении придать оригиналу дополнительную глубину сюрреалист создал пронзительную серию. Уже знакомые символы в ней гипертрофированы: рог носорога (совершенная форма, по мысли Дали), роящиеся муравьи, броня из омара.
Восторг вызывают объёмные работы Сальвадора: бронзовый барельеф «Женщина с головой из роз», скульптуры «Носорог Чиппендейла» и «Женщина в огне» — эксклюзив для российского выставочного пространства. Последний образ объединяет два постоянных мотива в творчестве Дали: идеальную фигуру с ящиками и танцующее пламя, подталкивающее к сокровенным желаниям.
В следующем зале вы увидите чёрно-белые фотокарточки Дали со съёмок Playboy, проекции с натюрмортами, скелетированные «Сновидения Кеведо» и десять график, иллюстрирующих порочные истории героев «Декамерона» Боккаччо.
Кто-то непременно задержится около серии «Треуголка». Так названа повесть Педро де Аларкона, к которой сюрреалист подготовил красочные ксилографии. В этой серии Дали другой: приземлённый, солнечный, даже статичный. Он рассказывает о своей родине — маленькой испанской провинции, в которой один мельник решил отомстить чиновнику, пытавшемуся соблазнить его жену. Кажется — бытовой сюжет, но у Сальвадора Дали вышло столько бурлеска: дамы в корсетах, яркие юбки и десяток бабочек, обещающих возрождение.
Самой провокативной мы нарекли серию «Венера в мехах» к одноимённому роману Захер-Мазоха. В ней Дали дал волю своей творческой энергии, проникая в суть нетривиального способа любви — мазохизма. Это история о властной женщине и мужчине, образ которого художник увенчал каблуком. Получился эротизм на грани дозволенного, с понятными позами, запретной бутафорией и страшно очаровательной женщиной в центре.
Кроме того, «Метаморфозы эротики» познакомят вас с авторским прочтением «Науки любви» Овидия и «Песни Песней царя Соломона» — самой раскрепощённой части, имеющейся в Священном Писании.
А в конце вас ждут две особенные рамки. На выставке представлена «Афродита» Дали, созданная в 1963 году. Рядом висит её копия «Мэрилин», в которую художник внёс несколько изменений — добавил чувственные глаза и пухлые губы. «Дали как бы назвал Монро Афродитой XX века. Эта метаморфоза очень хорошо вплетается в канву выставки. Я многие годы мечтал иметь обе работы, чтобы поместить их вместе. Наконец-то эта мечта осуществилась», — поделился коллекционер Павел Башмаков.
Как посетить
На «Горбилете» вы найдёте билеты со скидкой 20%: для взрослого — 400 ₽, для пенсионеров, студентов и школьников — 280 ₽.
Кроме того, несколько раз в месяц Bashmakov Gallery организует авторскую экскурсию с искусствоведом. Стоимость — 700 ₽.
Выставка продлится до 11 августа.
Фото: Анастасия Вейцман / Горбилет