Власта Баранова | 26 февраля 2024

«Город-герой Ленинград» в ЦВЗ «Манеж»: как выставка помогает осмыслить историю

До 12 мая в выставочном пространстве на Исаакиевской площади открыта экспозиция, приуроченная к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В создании проекта приняли участие более 50 организаций, в том числе Александринский театр. Рассказываем, как устроена выставка.
482
0.0
0
Выставка «Город-герой Ленинград» в ЦВЗ «Манеж»
Фото: Власта Баранова / Горбилет

«При помощи подлинных свидетельств очевидцев, художественных образов и музейных предметов мы рассказываем историю о том, как преодолевая голод, невыносимый холод и страх, люди мобилизовали все свои ресурсы и доказали, что жизнь и вера в победу всегда сильнее смерти», — директор ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова.

В экспозицию вошли более 600 исторических предметов и произведений искусства. Есть даже живые объекты: сотрудники Ботанического института вырастили рассаду крапивы, одуванчиков и подорожника. Пространство «Манежа» разделено на 22 зала, каждый из которых сосредоточен на определённой сфере городской жизни. Здесь можно узнать, чем маскировали здания, как боролись с алиментарной дистрофией, что происходило с театрами и музеями в период блокады, кто организовывал донорство.

 


Для полного погружения вам выдаются наушники, где будут звучать голоса пяти героев. Проводниками по осаждённому городу станут школьник Никита (Ярослав Гребельный), воспитательница детского сада Анна Александровна (Нина Усатова), молодой учёный Григорий (Тихон Жизневский), скрипач Борис (Сергей Мардарь) и студентка Академии художеств Лена (Евгения Фадеева). Их короткие наблюдения складываются в цельный рассказ о тяжестях жизни ленинградцев. Нередко персонажи пересекаются, что понимаешь не сразу, а лишь по ходу повествования: воспитательница дарит Никите книгу «Дети капитана Гранта», а Елена и Григорий вместе выбираются из-под завалов.

За разработку аудиоспектакля отвечал Антон Оконешников, сотрудничающий с Александринским театром. Вместе с командой режиссёр попытался создать произведение, которое бы помогло сократить эмоциональный разрыв между настоящим и прошлым. Даже спускаясь по лестнице можно почувствовать, как аудиогид взаимодействует с тобой. Возвращает в реальность голос современника, дополняющий истории персонажей.
 


Что можно увидеть на выставке?
 

Знакомство с трагическими страницами истории предваряет карта Ленинграда военных лет, над которой нависают гигантские дирижабли. Далее предстоит подняться на второй этаж, где отправной точкой станет октябрь 1941 года. Маршрут всегда подскажет аудиогид, включающий автоматически около нужного объекта, а также буклет. 

Чтобы внимательно рассмотреть экспонаты, потребуется примерно полтора часа. В процессе не раз захочется зажмуриться и представить, что всего этого не было. Островками безопасности становятся небольшие белые пространства, служащие переходом между тематическими зонами. В них можно рассмотреть архивные снимки и подготовиться к предстоящим залам.

На втором этаже вас встречает Медный всадник в натуральную величину, защищённый брёвнами, досками и тоннами песка. На стенах вокруг него представлены фото, рисунки, исторические справки. С их помощью можно узнать, как целые кварталы «превращали» в зелёные массивы или руины. Это, действительно, интересно: чтобы замаскировать золотые купола и шпили зданий, привлекали спортсменов-альпинистов, а сами доминанты архитектурных памятников зашивали в чехлы или покрывали серой шаровой краской.
 


На выставке привычные объекты приобретают особый смысл. Новогодняя ёлка становится символом мирного и беззаботного времени. Дерево удалось добыть сотруднице детского сада. На поиски у неё ушли сутки, зато дети встретили праздник, как полагается. Или вот среди детских рисунков висит обычное платье. Если присмотреться, то можно увидеть, что оно сшито из бинтов.

Примечательна история ещё одного наряда — свадебного платья. В мирное время оно было ночной рубашкой Марии Бенуа, жены архитектора Леонтия Бенуа. Когда во время блокады её внук Александр Фролов собрался жениться, ночнушку перешили в праздничное платье. Молодой человек обвенчался со своей возлюбленной Варварой Мясоедовой в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне.
 


У лестницы между вторым и первым этажами вас сразу же затягивает в вихрь из блокадных предметов инсталляции «Холод». Мебель, зеркала, одежду, посуду, лампы, обувь рассматриваешь под голос скрипача Бориса. Музыкант мечтает о еде и возвращении жены из эвакуации, параллельно рассказывая о том, как сложно достать спички, хлеб, папиросы, шерстяной шарф на чёрном рынке.

Только успеваешь выдохнуть и уже оказываешься перед доской объявлений. Кто-то собирается распрощаться с картиной Айвазовского и лёгким гробом за ненадобностью, а некоторые готовы купить «собачку любой породы». Рядом за стеклом хранится двухкопеечная монетка. Её принесли в 1970-х в народный музей «А музы не молчали…» средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича. Именно эту монетку подбрасывала истощённая мама двух сыновей, чтобы определить, кому из детей отдать еду.
 


Отдельное внимание на выставке уделено работе культурных учреждений: музеев, театров, библиотек, филармоний. Здесь представлены детали гардероба артистов, афиши, музыкальные инструменты, а также куклы Театра имени Евгения Деммени, которые можно было увидеть в постановке, обличающей фашистов.

Значительную роль в 1941-1945 годах играли выставки. В первые месяцы войны ведущее место в изобразительном искусстве занимала агитационная графика, но со временем возродилась и станковая живопись. Во многом этому способствовала Первая военная Весенняя выставка. У себя «Манеж» собрал около 200 графических и живописных работ. Среди них — произведения Татьяны Глебовой, Ярослава Николаева, Владимира Серова, Елены Мартилла, Якова Рубанчика и не только.

Завершающим аккордом выставки становится рассказ о «Ленинградской симфонии» Шостаковича в белоснежном зале филармонии. А дальше вы переноситесь в долгожданный день — 27 января 1944 год. Страшный период позади, а нам лишь остаётся хранить память о нём.
 


Стоимость билетов на выставку «Город-герой Ленинград»


Вход на экспозицию проходит по сеансам. Цена билетов варьируется в зависимости от дня. В понедельник стоимость составит 400 ₽, с понедельника по пятницу — 500 ₽. В выходные и праздничные дни билет обойдётся в 700 ₽. Также в ЦВЗ «Манеж» предусмотрены льготы для пенсионеров, студентов, работников музеев.

Фото: Власта Баранова / Горбилет

Похожие темы

Рекомендованные материалы

23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

10914
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+