Щелкунчик-принц в «Щелкунчике», 1995 год
На протяжении 15 лет Николай Цискаридзе неизменно танцевал эту партию в последний день декабря на сцене Большого театра. Его Щелкунчик признан эталонным.
Кажется, что со сказочной историей Цискаридзе не расстаётся ни на секунду: под руководством народного артиста РФ ученики академии Вагановой ежегодно радуют публику своим искусством классического танца, а недавно вместе с артистами Театра балета имени Леонида Якобсона он представил спектакль в собственной хореографической редакции.
Граф Альберт в «Жизели», 1997 год
Романтическая история особенно дорога Цискаридзе: именно после просмотра балета «Жизель» он захотел стать танцовщиком.
Герман в «Пиковой даме», 2001 год
Цискаридзе стал первым балетным Германом на российской сцене. До этого Ролан Пети ставил «Пиковую даму» с Михаилом Барышниковым. Французский хореограф был восхищён исполнением Барышникова, но всё равно считал, что спектакль не удался. Лишь 30 лет спустя Пети решил вернуться к произведению Пушкина и музыке Чайковского, уже на сцене Большого театра.
Партию Германа хореограф создавал специально для Цискаридзе. По воспоминаниям танцора, работа над балетом давалась нелегко: сама пластика казалась слишком новой, да и двигаться под 6-ю симфонию Чайковского было непривычно.
Но самым сложным в спектакле было начало, «потому что первая сцена — это мысли Германа, его переживания о той тайне, которую он хочет узнать». Во многом Цискаридзе помогала Илзе Лиепа, исполнившая партию графини. Она обучала многим игровым моментам.
Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери», 2003 год
После «Пиковой дамы» Цискаридзе вновь удалось поработать с Роланом Пети, на этот раз над балетом по произведению Виктора Гюго. На сцене Большого театра хореограф воссоздал постановку 1965 года, где сам исполнял ведущую партию. «Квазимодо в исполнении Цискаридзе отличается от моего, как и от Квазимодо других танцовщиков. Цискаридзе привносит в образ больше яркости, силы — такую энергетику, которой я раньше не видел», — вспоминал Пети.
Учитель в «Уроке», 2007 год
Пьеса Эжена Ионеско в постановке Флеминга Флинта была представлена на сцене Большого в рамках мирового проекта «Короли танца». Вместе с четырьмя звёздами балета Цискаридзе примерил на себя драматическую роль преподавателя-маньяка, убившего свою ученицу.