Традиции Древнего Рима в Петербурге
В XVIII веке Стрелка Васильевского острова была одним из самых значимых мест города. Кораблям было удобно сюда причаливать, так что в 1733 году порт переехал на Стрелку с Берёзового (Петроградского) острова. Позже здесь возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие обязательные для порта сооружения.
Вскоре очередь дошла и до 32-метровых Ростральных колонн. Проектировал их французский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон — он же автор Биржи. Как и любой крупный мастер, Тома де Томон вдохновлялся античностью. Строить триумфальные колонны с рострами (носами) вражеских кораблей придумали древние римляне. Эти атрибуты в их традиции символизировали силу морского флота и величие империи. Ту же мысль архитектор закладывал при строительстве петербургских колонн.
Известняк из-под Гатчины вместо бронзы
Публика впервые увидела Ростральные колонны в 1810 году. И хотя носы кораблей, украшающие их, выглядят эффектно, трудно представить колонны без монументальных скульптур у подножий. Их, кстати, открыли позже — в 1815 году.
Фото: © Виктор Карасев / Фотобанк «Лори»
Каждая фигура олицетворяет мощь и силу империи. Изначально Тома де Томон хотел выполнить весь декор в бронзе, но это оказалось слишком сложно. Тогда материал заменили на пудостский известняк. Необычный камень добывался недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость. Сразу после извлечения из кратера его очень легко резать. При этом на воздухе он быстро застывает. Тонкие детали из него не выполнишь, зато фигуры получаются прочные, красивого желтовато-серого оттенка. Особенно эффектно они выделяются на фоне гранитных блоков и красновато-охристых колонн.
Позже выяснилось, что над скульптурами работали французские мастера Жозеф Камберлен и Жак Тибо. Ещё над созданием колонн трудился каменотёс Самсон Суханов, выходец из крестьянской семьи Вологодской губернии. Он же создавал колоннады Казанского и Исаакиевского собора и участвовал во многих важных для города проектах.
Русские реки или аллегорические божества
Многие считают, что скульптуры из пудостского известняка изображают четыре русские реки. Фигуры «Волхов» и «Нева» восседают у южной колонны, «Днепр» и «Волга» — у северной. Документы не подтверждают эту идею. Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».
Но мы настаивать не будем: в наше свободное время можно придерживаться любой концепции. Да к тому же ни одна из скульптур не проработана достаточно чётко, чтобы окончательно подтвердить или опровергнуть принадлежность образам рек.
Фото: © Parmenov Pavel / Фотобанк «Лори»
Что внутри у Ростральных колонн
Везёт тому, кто может забраться на вершину Ростральной колонны по винтовой лестнице. Оттуда наверняка открывается умопомрачительный вид на Петербург! Нелегально заглянуть в торжественные колонны можно было в 2011 году. Тогда неизвестные сломали историческую дверь, так что какое-то время туда заходили свободно.
В том же году вандалы ещё раз залезли внутрь и включили горелку на полную мощность. Факел ярко пылал над Невой, позже газовая служба исправила ситуацию. С тех пор колонны охраняют более тщательно. Мы тоже считаем, что гораздо приятнее наслаждаться красотой снаружи. Например, во время большой обзорной экскурсии.
Когда зажигают Ростральные колонны
В XIX в. в жаровнях наверху жгли конопляное масло. Огромный огненный столб устремлялся в небо, а раскалённые брызги нередко летели на головы прохожих. В 1896 году к колоннам подвели электричество. Но вскоре от этого освещения отказались — слишком дорого.
Фото: © Baturina Yuliya / Фотобанк «Лори»
К 250-летию Петербурга (отмечали в 1957 году) к Ростральным колоннам подвели газ. Сейчас их зажигают по случаю праздников. Например, в 2023 году факелы горели на Рождество, в честь 80-летия прорыва блокады Ленинграда, Дня Победы, Дня России и Дня города.
Как реконструировали Ростральные колонны
Первый раз колонны ремонтировали в 1928 году. Скульптуры у подножья восстановили и очистили от слоёв цемента, гипса, штукатурки. С колонн сняли слои масляной краски. Позже колонны ремонтировали по случаю юбилеев. Зачастую это происходило небрежно: в местах утрат вбивались штыри и гвозди, разрушенные части фигур заменялись новыми из других материалов.
В 1996 году скульптуры вновь восстанавливали — уже гораздо более бережно. Последняя реконструкция проводилась в 2019-м.