Горбилет | 06 марта 2024

Женщины-композиторы, о которых вы могли не знать

Может показаться, что в XIX-XX веках музыку писали только мужчины. Конечно, это не так. История знает немало примеров талантливых женщин-композиторов. О них и пойдёт речь в нашей статье.
85
0.0
0
Фото: Клара Шуман / artgrand.by

С произведениям выдающихся женщин-композиторов вы сможете познакомиться на праздничном концерте трио Espressivo. Среди тропических зарослей оранжереи Таврического сада прозвучат сочинения Клары Шуман, Лили и Нади Буланже. В предверии музыкального вечера рассказываем об их творческом пути, а также делимся ещё парочкой интересных имён. 


Фанни Мендельсон (1805 — 1847)


Фамилия Мендельсон в первую очередь ассоциируется с Феликсом Бартольди, автором знаменитого «Свадебного марша». Но у немецкого маэстро была не менее талантливая сестра. Фанни прекрасно пела и играла на фортепиано. Её способностями восхищался Гёте и даже написал текст для одной из мелодий.

Фанни сочинила около 460 произведений. Но многие её композиции были опубликованы под именем брата Феликса. Одно из самых известных произведений Фанни — «Пасхальная соната». Больше ста лет оно считалось утраченным. Лишь в 1970 году сочинение было найдено во французском книжном магазине. Из-за пометки F Mendelssohn музыковеды решили, что это потерянные ноты Феликса Мендельсона. Однако в 2010 году Анджела Мэйс Кристиан доказала, что на самом деле соната написана его сестрой.

При жизни Фанни не получила должного признания. Её отец считал, что сочинение музыки — не женское дело. А вот муж Фанни — художник Вильгельм Гензель — во всём поддерживал возлюбленную и даже рисовал иллюстрации к её произведениям.
 


Клара Шуман (1819 — 1896)


Клара была музыкальным вундеркиндом эпохи романтизма. С детства она обучалась игре на фортепиано, а уже в 10 лет написала первое произведение и выступила перед публикой, исполнив пьесу Ф. Калькбреннера. Клара была лично знакома с Никколо Паганини, который даже предложил ей однажды выступить вдвоём. К 18 годам за плечами девушки были успешные гастроли и звание императорского королевского придворного виртуоза.

Считается, что во многом благодаря Кларе её муж Роберт Шуман сконцентрировался на карьере музыканта и композитора. На момент знакомства он получал юридическое образование, а влюбившись в девушку, стал брать уроки фортепиано у её отца. В 1840 году Клара и Роберт поженились. У них родилось 8 детей. Шуман не всегда одобрял музыкальную деятельность жены: он ограничивал по времени её занятия на фортепиано, а некоторые произведения назвал несерьёзными. После смерти Роберта Клара стала первой исполнительницей его сочинений.

Одно из самых знаменитых сочинений композитора —
концерт оp.7. Она начала работу над произведением в 13 лет и впервые представила его публике три года спустя. К лучшим сочинениям Клары Шуман также относят три песни из op.12, фортепианное трио op. 17 и три романса для фортепиано и скрипки op. 22.
 


Надя Буланже (1887 — 1979)


С 9 лет Надя Буланже начала учиться игре на органе. Первым на её талант обратил внимание профессор композиции и директор Парижской консерватории — Габриель Форе. Именно в это учреждение Надю взяли, когда ей исполнилось 10 лет. Она училась у Шарля-Ма­ри Видора, Луи Вьерна, Поля Видаля. 

Наследие Нади Буланже как композитора невелико: около 30 песен для голоса и фортепиано и несколько пьес. К 1920 году она окончательно отказалась от создания собственной музыки и сосредоточилась на преподавании.
 


Лили Буланже (1893 — 1918)


И вновь Габриэль Форе обнаружил «неогранённый алмаз». На это раз у двухлетней Лили он заметил абсолютный музыкальный слух. Девочка сопровождала свою десятилетнюю сестру Надю Буланже на уроках в Парижской консерватории, а уже в шесть лет умела читать ноты. Вскоре после этого она училась играть на органе у Луи Вьерна.  

В отличии от старшей сестры Лили не переставала писать инструментальную и вокальную музыку вплоть до своей смерти в 24 года. Большая часть её ранних работ утрачена, сохранился лишь ми-мажорный «Вальс» (1906). Зато сейчас можно послушать более поздние произведения композитора: кантату «Фауст и Елена», за которую Лили была удостоена Большой Римской премии, пьесы «Весеннее утро» и «Грустная ночь», старая будийская молитва, «Гимн Солнцу» и много другое.
 


Эми Бич (1867 — 1944)


Эми Бич принято называть первой успешной американской женщиной-композитором. С ранних лет она начала изучать игру на пианино под руководством своей матери. Переехав в Бостон со своей семьей, Бич брала уроки у Эрнста Перабо и Карла Бермана, а также самостоятельно занялась композиторским искусством.

Дебют Эми в качестве пианистки состоялся в 1883 году. Вместе с оркестром под руководством Адольфа Нойендорфа она исполнила произведения Фридерика Шопена. А уже через два года вышла замуж за 42-летнего хирурга Генри Харриса Обри Бича. Он сократил количество концертов жены до одного в год, а также попросил подписывать все сочинения его именем с прибавлением слова «миссис». Но это не помешало Эми заниматься музыкой, а наоборот, позволило уделять больше времени сочинительству.


Её первый успех как композитора связан с мессой E- бемоль мажор. Произведение прозвучало в 1892 году в исполнении  оркестра «Общества Генделя и Гайдна». На тот момент музыканты ни разу не играли сочинение женщины. Через четыре года публика впервые услышала Гэльскую симфонию Бич. В мировую историю она вошла как первая симфония, написанная и опубликованная американкой. 
 


 

Похожие темы

Рекомендованные материалы

04 марта 2024

«Лебединое озеро» — шедевр мирового балета

1979
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
13 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТесты
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+