Алиса Фрейндлих
1 сентября 1941 года шестилетняя Алиса пошла в первый класс школы №239, а 8 сентября вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Семья Фрейндлих жила тогда в коммуналке в переулке Гривцова: из окон виден Исаакиевский собор, «Медный всадник» в двух шагах от дома. Зимой 1941-го в квартиру попал снаряд. Позже актриса вспоминала: «Я очень хорошо запомнила, как мы вернулись домой и увидели выбитые стекла и двери, рояль, бедный, весь в штукатурке, все размётано».
В первые месяцы войны проблемы с едой не ощущались. Бабушка Фрейндлих по отцу — немка с привычкой к бережливости. Женщина хорошо запаслась продуктами, даже делилась манкой с соседками. Никто не думал, что блокада затянется: верили, скоро Красная армия освободит город. Но чем дальше, тем строже Шарлотта Фридриховна контролировала питание. Сама получала хлеб по карточкам, складывала в шкаф с массивной дверцей, запирала на ключ и строго по часам выдавала по кусочку. Чтобы не съели суточную норму сразу и не умерли от голода. Успела бабушка приберечь и горчицу — драгоценную приправу добавляли в студень из столярного клея. А чтобы согреться пришлось отправить в топку всё, что горело — мебель и даже прижизненное издание Толстого.
Из-за немецкой фамилии к семье Фрейндлих относились с подозрением. Алисе повезло — мать настояла, чтобы девочку записали как русскую. А бабушку выслали, она умерла в эшелоне по дороге в сторону Сибири. Отец успел уехать с актёрами своего театра ещё до того, как из Ленинграда начали выселять немцев. Он завёл новую семью, Алиса осталась с мамой. Ей помогли устроиться бухгалтером в ясли, туда же зачислили будущую актрису, хотя девочке тогда было уже восемь лет. После войны Алиса с мамой переехали в Таллин.
Фото: «Кинопоиск»
Лидия Федосеева-Шукшина
Когда началась блокада, будущей актрисе было три года. Отец ушёл на фронт, Лидия жила с матерью и двумя братьями в коммуналке, где ютились ещё 40 человек. Всю блокаду семья оставалась в Ленинграде. Через год после окончания войны будущая актриса пошла в школу. По словам дочери Федосеевой, её мать не запомнила ничего из тех лет.
Фото: kino-teatr.ru
Илья Глазунов
Художник пронёс память о блокадных годах через всю жизнь. В сентябре 1941-го ему было всего 11 лет. На его глазах умерли от голода отец и мать. Тощего, одинокого мальчика спас дядя — вывез из Ленинграда по «Дороге жизни». Два с половиной года Илья жил в деревне Новгородской области. Вернулся в родной город в сентябре 1944-го.
По мотивам болезненных воспоминаний Глазунов создал цикл «Ленинградская блокада»: серию пронзительных, мрачных и правдивых образов. В Институте имени Репина их не оценили, ведь в 1950-е, когда художник учился там, было принято изображать военные годы исключительно героическими, патриотичными. Но живописец не отступился от правды, наполнил жуткими воспоминаниями не только картины, но и автобиографическую книгу «Россия распятая».
Глазунов писал: «Мне и сейчас по ночам слышатся завывания сирен и зловещее тиканье метронома по радио, глухие взрывы, от которых шатаются погасшие люстры на потолке. И в лютом морозе комнат, в неверном и тусклом свете мигающей коптилки видятся уже окоченевшие тела моего отца, родных и близких».
Фото: ТАСС. Илья Глазунов, «Память детства. Ленинградская блокада», 1956 год / из собрания галереи имени К. А. Савицкого. Илья Глазунов, «У буржуйки», 1978 год
Галина Вишневская
Оперная певица и актриса родилась в Ленинграде в 1926 году. Родители разошлись, девочка осталась с отцом и бабушкой. Они жили в Кронштадте, а войну встретили в Эстонии, где служил отец. Его не оказалось рядом, девушке пришлось одной бежать из Тарту. 15-летняя Вишневская уехала из города на автобусе с лётчиками, чудом добравшись до воинской части. Так она снова оказалась в Кронштадте.
В 1942-м бабушка умерла. У отца была другая семья, тётя и дядя уехали из города. Галине предлагали эвакуироваться вместе с ними, но она отказалась. Девушка стала ходить в школу: училась перевязывать раны и обращаться с оружием. Актриса вспоминала, что думала тогда даже не о еде, а о платьях с кринолином и красавце герцоге, который влюбится в неё.
Из-за голода и одиночества девушка совсем ослабла, всё больше спала и никак не могла согреться. Сотрудники патруля нашли её во время обхода квартир, пожалели и доставили в штаб противовоздушной обороны. В отряде Галина получала военный паёк. Как только окрепла, начала с другими подростками помогать гражданским — оказывать первую помощь.
Вот, что врезалось в память Вишневской о тех годах: «Я даже не страдала от голода, а просто тихонько слабела и всё больше и больше спала. Мучило лишь вечное ощущение холода, когда ничем нельзя согреться… И, вспоминая сейчас блокаду, я прежде всего вижу промёрзшие, покрытые инеем стены нашей комнаты, а за окном — пустынные, занесённые снегом улицы, по которым кто-нибудь, закутанный до глаз в разное тряпье, волочит санки с покойником, зашитым в простыню или одеяло».
Фото: kino-teatr.ru
Валентина Леонтьева
Ведущая телепрограмм «Спокойной ночи, малыши» и «В гостях у сказки» родилась в Петрограде, в доме на Зверинской улице. Ей было 18 лет, когда началась блокада. Все 872 дня девушка оставалась в городе, даже когда мама и сестра уехали в эвакуацию.
В книге «Объяснение в любви» Леонтьева вспоминала, как ей удалось выжить. Отец умер, но нужно было как-то держаться. Девушка выходила в три часа утра, чтобы встать в очередь за хлебом. Идти приходилось по трупам — за умершими утром приезжала машина.
Во время блокады семья перебралась в маленькую комнатку. По вечерам грелись у «буржуйки» — её огонёк спасал, давал ощущение тепла и доброты. Вспоминали детство, пели. «Запевала всегда мама. Как чисто мы пели дуэт Лизы и Полины. Её любимыми операми были “Пиковая дама” Чайковского и “Царская невеста” Римского-Корсакова. Она знала их наизусть. Слух у неё был прекрасный», — писала Леонтьева.
Горе пришло позже, уже в Москве, куда Валентина переехала учиться. Ей дали чуть-чуть супа и хлеба, девушка вышла из оцепенения и тогда «поняла, что пережила и кого потеряла».
Фото: eg.ru
Юрий Никулин
Когда началась война, Никулину было 19 лет. Он служил уже два года — защищал подступы к Ленинграду на границе с Финляндией. Мальчику из провинции Невский проспект, старинные доходные дома и дворцы казались невероятно романтичными. Но очарование прошло, как только начались воздушные тревоги.
Весной 1942 года Никулин приехал в осаждённый Ленинград. В книге «Почти серьёзно» писал, что в городе было страшнее, чем на передовой. Люди устало брели по улицам, валились с ног и умирали. Все вокруг маленькие и высохшие. Стены в потёках, канализация и водопровод не работали, повсюду сугробы. Запомнилось и то, как горели склады Бадаева, где хранились сахар, шоколад, кофе. Голодные ленинградцы приходили на почерневшее место пожара, вырубали лёд, растапливали и пили. «Говорили, что это многих спасло, потому что во льду остались питательные вещества».
Нужно было как-то держаться самим и помогать другим. К Новому году Никулин и другие ребята из армии подготовили самодеятельный концерт: читали стихи, пели под гитару, а пожилой дивизионный писарь исполнил старую шансонетку «Вот я мастер часовой». «Наше выступление потом с удовольствием смотрели на соседних батареях. Хотя к приезжающим с концертами самодеятельности в то время относились довольно настороженно, боясь, что придётся кормить артистов», — вспоминал актёр.
Фото: kino-teatr.ru
Людмила Савельева
Актриса родилась в Ленинграде в 1942 году, в пик голода. Её семье удалось выжить только благодаря «буржуйке» — отец установил плиту перед тем, как ушёл на фронт.
Савельева вспоминала: «Мама ходила на рынок и покупала клей в брусках, похожих на хозяйственное мыло. Она варила его целый день, и получался кисель. И все его ели. Конечно, было трудно, тяжёлое время. Ни птичек, ни животных уже не было в Ленинграде».
Мать узнала о «Дороге жизни», семья уехала в эвакуацию. Но воспоминания навсегда врезались в память актрисы, а блокадные годы отразились на здоровье: даже после войны она никак не могла набрать вес. В 11 лет Людмила начала заниматься балетом. Сначала была очень слабой, но всегда улыбалась всем вокруг.
Фото: fotostrana.ru
Истории блокадников страшные, от них разрывается сердце. Но их нужно знать и помнить. Читайте нашу статью о том, как создавалась «Ленинградская симфония» и смотрите подборку экскурсий, спектаклей и выставок, посвящённых подвигу ленинградцев.