Александра Шишкина | 11 ноября 2024

Георгий Товстоногов: каким был гениальный советский режиссёр

Товстоногов превратил БДТ в главный интеллигентский театр Советского союза: зрители были готовы ехать на его спектакли в Ленинград со всех уголков страны. Погружаемся в биографию мастера и вспоминаем его легендарные постановки, после которых советская сцена не могла оставаться прежней.
125
0.0
0
Георгий Товстоногов: биография, интересные факты, работа в БДТ
Фото: eg.ru

Сын дворянина, впитавший грузинскую культуру


Товстоногов появился на свет в Тбилиси (тогда Тифлисской губернии Российской империи) в 1915 году. Его отец был потомственным дворянином, инженером-железнодорожником, мать — певицей грузинского происхождения. Георгий владел грузинским языком и впитывал красоту национальной культуры, которая как раз переживала ренессанс в 20—30-е годы.

Природный же аристократизм проявлялся в нём всю жизнь: режиссёр всегда сохранял достоинство и воспитанность, обладал хорошим вкусом (в том числе в одежде и машинах) и прекрасно владел навыками дипломатии, которые помогали ему творить собственную «театральную империю».

 

Прирождённый режиссёр


Способный юноша окончил школу раньше сверстников, всего в 15 лет, а в 16 уже трудился над спектаклями в Русском ТЮЗе Тбилиси как артист и ассистент режиссёра. 

Товстоногов мог пойти по стопам отца и стать инженером, но выбрал театр. В 1933 году юноша поступил в ГИТИС, во время учёбы совмещал теорию с практикой и продолжал ставить в ТЮЗе: за четыре года он выпустил спектакли «Предложение», «Женитьба», «Музыкантская команда», «Голубое и розовое», «Великий еретик», «Троянский конь» и другие. Учёба в сталинский период давалась нелегко: в 1937-м отца Товстоногова репрессировали как японского шпиона, а Георгия отчислили с четвёртого курса с клеймом «сына врага народа». Спустя несколько месяцев Георгий смог восстановиться. Вероятно, на это повлияли знаменитые слова Сталина «Сын за отца не отвечает».

Молодому режиссёру удалось окончить ГИТИС в 1938 году, после выпускного он сразу нашёл работу в Тбилисском русском драматическом театре, а всего через год 24-летнему Товстоногову доверили руководить актёрским курсом местного театрального института. 


Когда закончилась Великая Отечественная война, Товстоногов покинул Тбилиси и переехал в Москву, а затем в Ленинград, где стал главным режиссёром Театра имени Ленинского комсомола (сейчас «Балтийский дом»). Георгий Александрович выпускал примерно по четыре спектакля за сезон, мог одновременно работать над несколькими пьесами. Благодаря упорному труду и врождённым способностям режиссёр создал себе имя в Советском союзе — каждая его постановка становилась событием в театральной жизни страны.


Фото: kinopoisk.ru

Самой резонансной оказалась его «Оптимистическая трагедия» (1955) для Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринского). Благодаря Товстоногову пьеса Всеволода Вишневского вернулась в репертуары и других советских театров, откуда в годы войны её вытеснили более злободневные постановки. «Оптимистическая трагедия» принесла Георгию Александровичу Ленинскую премию, а ещё на этот спектакль сводили всех участников 20-го съезда КПСС.

 

Товстоногов — синоним «золотой эпохи» в истории Большого драматического театра


В начале 1956 года Товстоногова отправили спасать ленинградский БДТ. На тот момент 37-летний театр переживал серьёзный кризис и был под угрозой закрытия: за период с 1949 по 1956 годы сменилось несколько главных режиссёров, актёрский штат был невероятно раздут, а билеты на спектакли не покупались.


Фото: lisse-art.ru

Соратница Товстоногова, заведующая литературной частью Дина Шварц, вспоминала: «Семь лет этот театр практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его "съели". Тут была очень злая труппа, очень их было много».

Видимо, поэтому на первой встрече с актёрами Товстоногов произнёс легендарное: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!». Затем объявил свою программу и уволил из труппы почти тридцать человек, оставив мастеров и молодых артистов. Чтобы вернуть в БДТ зрителя, режиссёр начал тщательно продумывать репертуар. За 1956 год он выпустил три премьеры: «Шестой этаж», «Безымянная звезда» и «Когда цветёт акация». Стратегия принесла первые плоды — зрительный зал начал заполняться.



Фото: onajourney / Shutterstock.com

История БДТ без преувеличений разделилась на «до» и «после» с премьерой спектакля «Идиот» в 1957 году. Постановка по роману Достоевского стала шедевром 20 века, а роль князя Мышкина мгновенно сделала Смоктуновского легендой театральной сцены. Товстоногов долго искал того самого актёра, который сыграет в «Идиоте». Смоктуновский же, никому не известный на тот момент, подошёл на эту роль, потому что у него были «глаза Мышкина», как говорил сам режиссёр. После этого началась мучительная работа артиста и Розы Сироты, в результате которой родился образ чистого и доброго Мышкина, ключевого персонажа первых «оттепельных» лет.


Фото: сцена из спектакля «Идиот» / godliteratury.ru

Посмотреть необыкновенный спектакль в БДТ приезжали люди из разных городов Советского союза, а критика проанализировали практически каждый шаг Смоктуновского на сцене. Актёра сразу начали приглашать в крупные проекты: например, Сергей Бондарчук хотел, чтобы именно Иннокентий Михайлович сыграл Андрея Болконского в «Войне и мире».

Хорошо это или плохо, но Смоктуновский выбрал кинокарьеру. Позднее пытался вернуться в БДТ, но Товстоногов не простил «измену» и не принял актёра в труппу. 

Зато долгое время Григорий Александрович сохранял тёплые отношения с другими культовыми артистами труппы: Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили, Татьяной Дорониной и Кириллом Лавровым, который стал преемником Товстоногова на посту художественного руководителя.



Фото: Юрий Белинский, 1984 год, ЦГАКФФД СПб / sobaka.ru

 

«Творческий отец» 


Товстоногов воспитал несколько поколений театральных режиссёров, когда преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Среди них — Влад Фурман, Юрий Цуркану, Кама Гинкас, Генриетта Яновская и другие. Мастер передавал студентам секреты системы Станиславского, которую развил и обогатил собственными исканиями. 

По воспоминаниям учеников, Георгий Александрович называл театр «добровольной диктатурой», в которой актёры подчиняются воле режиссёра, но только если верят в него и признают лидером. Товстоногов был требовательным и принципиальным, себя не жалел — работал на износ даже на восьмом десятке. С его смертью в 1989-м весь мир лишился безусловного классика, но его детище — БДТ, который теперь носит имя Товстоногова — живёт до сих пор.

Похожие темы

Рекомендованные материалы

31 июля 2024

История России: что почитать и посмотреть детям

577
0.0
0

Отзывы 0

Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+