Горбилет | 29 апреля 2024

Искусство движения: современные хореографы

Современный танец — сложное явление, требующее глубокого анализа. Он переосмысливает традиции и акцентирует внимание на самовыражении артиста. Рассказываем о влиятельных хореографах и их подходах к созданию новаторских произведений.
121
0.0
0
Фото: Владимир Варнава / Ирина Яковлева. Ведомости

Татьяна Баганова 


Пионер современного танца в России, одна из первых, кто сделал ставку на контемпорари, а не на классику. В 1990 году Баганова начала работать в театре «Провинциальные танцы» в Екатеринбурге, где спустя несколько лет стала хореографом. Там она поставила множество спектаклей, которые впоследствии были отмечены наградами международных фестивалей, а также создала авторский метод телесной ориентации и подготовки «целостного нового танцовщика». Постановки Татьяны четыре раза становились лауреатами премии «Золотая маска». 


Главное в творчестве Багановой — импровизация, спонтанное действие, которое освобождает художника от привычных рамок и законов, то есть возможность стать чистым листом. По мнению Татьяны, танец не должен существовать ради абстрактной эстетики. Самое интересное в постановке для артиста — перерождение, выход на новый уровень, а для зрителя — наблюдение за танцовщиком и возможность измениться вместе с ним. Публику хореограф воспринимает как собеседника и вступает с ней в открытый диалог.
 


Ольга Пона


Пона начала заниматься танцами в 21 год. Такой поздний старт в профессии сыграл Ольге на руку — она не побоялась экспериментов.


Пону считают одной из основоположниц стиля контемпорари в России. Её спектакли более 20 раз номинировались на премию «Золотая маска» и дважды становились лауреатами. Сейчас знаменитый хореограф руководит Челябинским театром современного танца.


Ольга, как настоящая художница, черпает вдохновение для постановок из собственных наблюдений и вылавливает мгновения из потока времени. Большую роль в её творчестве играет визуальный ряд, который часто дополняет выразительные движения танцоров. В одном из спектаклей Пона использовала машинерию сцены — конструкции, на которых висели, поднимались и спускались с колосников актёры. В другом — резинки, позволяющие создать на сцене эффект полёта. 
 

 

Павел Глухов


Хореограф-постановщик, ученик балетмейстера и народного артиста СССР Леонида Лавровского, куратор международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, лауреат национальных и международных конкурсов. 


В 2014 году Глухов поставил хореографический спектакль «Три сестры» — номинант театральной премии «Золотая маска». В 2015 — танцевальный проект «Дом восходящего солнца». Он активно сотрудничает с Марийским государственным театром оперы и балета им. Эрика Сапаева. Павел также выступил автором спектаклей «Зеркало», «Плот Медузы» и «Арррр», «Формы ноль» и «Дуо», премьера которого состоялась в БДТ.


Главная эстетическая концепция творчества Глухова заключается в постоянной трансформации и интернациональности танца. Его хореография не нуждается в переводе, ведь она основана не только на взаимодействии с другими видами искусства, но и с жизнью в целом. Спектакли Павла — это чаще всего истории с надрывом, психологичные и напряжённые, а их сюжет строится на ощущениях и ассоциациях. В своих постановках он задаётся философскими вопросами и пытается вытащить наружу то, что прячется внутри человека. 

 

 

Ольга Лабовкина


Художественный руководитель собственного театра танца KARAKULI, хореограф-постановщик, режиссёр, перформер Ольга Лабовкина начала карьеру в 2006 году, когда поставила спектакль «Сон в летнюю ночь» для Спасо-Хлебинского балета. В 2017 она стала победительницей конкурса молодых хореографов фестиваля Context. Diana Vishneva. 


В своём творчестве Лабовкина стремится передать движения в моменте и отказывается от заученной последовательности. По её мнению, танцовщик — это экспрессионист, чья импровизация должна быть основана на внутреннем состоянии. 


Постановки Ольги изысканны и изящны, отличаются оригинальным и экспериментальным подходом к танцевальному искусству. В них нет строгого сюжета, а фабула выстраивается из набора ассоциативных сцен-картинок, организованных в определённом порядке. Талант хореографа признан не только в России, но и за рубежом: Лабовкина сотрудничает с известными балетными коллективами в Швеции, Нидерландах, Чехии, Германии, Польше. 
 

 

Владимир Варнава 


Танцовщик, хореограф, автор и участник российских и зарубежных танцевальных проектов, лауреат Российской премий «Золотая Маска» и «Арлекин».


Благодаря своим профессиональным навыкам и заслугам Варнава стал известным хореографом не только в России, но и за её пределами. Он делал постановки для New York City Centre, лондонского Сэдлерс-Уэллс и Мариинского театра. Владимир сотрудничал с прима-балеринами, создавал перформансы для группы Shortparis. Чтобы и дальше пропагандировать современную хореографию, объединять артистов и нести в мир красоту, он запустил компанию VARNAVA DANCE CO.


Для Варнавы танец — это пространство, в котором человек может проявить себя, а также форма коммуникации и диалог со зрителем. Стиль Владимира трудно однозначно классифицировать как контемпорари или неоклассику. Движения хореографа связаны с физикой, инерцией, падениями, импульсами. Они берут начало в разнообразных танцевальных традициях — современной, классической, эстрадной и народной. 
 

Похожие темы

Рекомендованные материалы

27 января 2024

Шоу с Миннелли, спектакль о Бродском, фильм об артистах балета: роли Михаила Барышникова

98
5.0
2

Отзывы 0

Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиИнтересные местаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортТесты
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+