Анастасия Вейцман | 17 марта 2024

Рудольф Нуреев. О жизни протестующего принца в пяти партиях

Танцовщик, открывший миру русский классический балет. В 1961 году он стал первым «невозвращенцем» среди советских артистов и был заочно приговорён к семи годам лишения свободы. «Горбилет» вспоминает главные партии мастера.
604
0.0
0
Рудольф Нуреев. О жизни протестующего принца в пяти партиях
Фото: Snowdon Archive / Camera Press

Принц Зигфрид
«Лебединое озеро», покорившее мир

 

Более красивого лейтмотива в творчестве трудно представить. Историю, связанную с Чайковским, танцем маленьких лебедей и «чёрным» па-де-де в финале, Нуреев шаг за шагом превращал в балет о влюблённом принце. Своё первое «Лебединое озеро» он станцевал в 1961 году во время парижских гастролей труппы Мариинского театра. Следующее — в 1963 году на сцене Ковент-Гардена, но уже в статусе предателя Родины. Узнав о том, что руководство театра, подстрекаемое КГБ, приняло решение о его досрочном возвращении, Нуреев просто решил не садиться в самолёт.

А затем я сделал самый длинный, самый волнующий прыжок за всю мою карьеру и, задыхаясь, приземлился прямо в руки двух полицейских. «Я хочу остаться», – произнёс я. – «Я хочу остаться».
 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)


Фото: Ефраим Лесова / Мариинский театр, Jane Bown

Любопытная параллель: нового Зигфрида Нуреев исполнял в версии Николая Сергеева — бывшего режиссёра Мариинки, бежавшего после Октябрьской революции со всеми балетными записями Мариуса Петипа. Тогда танцовщик добавил для себя две сольные партии.

Уже через год Рудольф Нуреев экспериментировал с формой и содержанием сверхклассического в полной мере: ставил «Лебединое озеро» для Венской оперы, себя и английской балерины Марго Фонтейн. К тому моменту артисты два года танцевали вместе в составе Королевского балета и обрели славу одного из лучших дуэтов XX столетия. Во время премьеры талантливых Одетту и Зигфрида вызвали на поклон 89 раз — большей цифры до сих пор никто не смог достичь.

И всё же подлинная революция ждала публику гораздо позже: в 1984 году Нуреев, новоназначенный директор балета Парижской оперы, окончательно уравнял мужской и женский танец на балетной сцене. Главным персонажем его «Лебединого озера» стал не бесцветный принц, помогающий балерине блистать в адажио, а герой со своими взглядом на идеальную любовь. По замыслу балетмейстера Одетта и Одиллия оказываются лишь плодом воображения, а Зигфрид страдает от романтизма и одиночества. Сначала французские танцоры бастовали, однако сегодня именно эту трактовку чаще всего показывают на сцене Гранд-опера.
 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)


Фото: кинотеатр «Аврора», TheatreHD
 

Цирюльник Базиль
«Дон Кихот» и белое трико

 

Без балета об испанской любви жизнь Рудольфа Нуреева, вероятно, сложилась бы иначе. Зимой 60-го госпожа Жанин Рэнге, организующая первые гастроли Мариинского театра, посетила неизвестный западному зрителю «Дон Кихот». В тот показ танцовщик позволил себе невероятные выходки. Во-первых, отказался от штанов с «абажурчиками» и вышел на сцену в одном трико, навсегда перевернув советскую моду в балетном костюме. Во-вторых, встал на высокие полупальцы. После просмотра Рэнге с удивлением обнаружила, что фамилия Нуреев не была заявлена в списке артистов, едущих в Париж, поэтому обратилась с личной просьбой к министру культуры.

Для Рудольфа Нуреева роль Базиля была самой свободой: она не требовала пластикового романтизма, но приветствовала дурачество и резвость.

Оказавшись неожиданно для самого себя отрезанным от родной земли, Нуреев начал усердно переносить балеты из русского репертуара на западные сцены. Так в Европе впервые увидели оригинального «Дон Кихота» в хореографии Петипа: сначала танцовщик ставил для Венской оперы, затем — для Австралийского балета, Народного Норвежского театра и, конечно, Парижской оперы.

 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)


Фото: Francette Levieux / The Rudolf Nureyev Foundation

Кстати, «Дон Кихота» в редакции Нуреева высоко оценила лучшая Китри прошлого века — Майя Плисецкая.

Он весь полыхал движением, если можно движение измерить термометром. Пафос танца в нем пламенел, как огонь, сжигающий свои жертвы на эшафотах. Дарование его обладало чудодейственным свойством согревать сердца, а то и сжигать в человеке зло и неразумие.


«Маргарита и Арман»
балетный спецзаказ о прекрасной куртизанке

 

Популярный английский хореограф XX века Фредерик Аштон однажды загорелся идеей переложить пьесу Александра Дюма «Дама с камелиями» в балет. И всего через пару лет нашёл все составляющие для хитовой постановки: сонаты Ференца Листа, музу Марго Фонтейн и её напарника Рудольфа Нуреева. Так случилась печальная и возвышенная история о любви: она — в платье из белых лепестков, он — с разбитым сердцем. Всё действие уместилось в 30 минут: «Пролог», «Встреча», «В деревне», «Оскорбление», «Смерть».

Имеющий масштабную рекламную кампанию балет был готов через 2 недели. Особенно сумбурны были генеральные прогоны: Нуреев «чудовищно» танцевал и рушил планы дизайнера Сесила Битона, отрезая фалды своего фрака. Но, несмотря на закулисную суету, премьера в Ковент-Гардене имела оглушительный успех: занавес поднимали 21 раз, а среди аплодировавших были королева-мать и принцесса Маргарет.

Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн танцевали этот балет ещё около 40 раз: в Ла Скала, Парижской опере, театрах Южной и Северной Америке.

 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)


Фото: Frederika Davis / The Rudolf Nureyev Foundation

«Песни странствующего подмастерья» 
автопортрет гения

 

Это мужской дуэт исключительной красоты — коронный номер в творчестве Нуреева. Его создал Морис Бежар. Любящий играть с темой фатума, хореограф представил жизнь средневекового подмастерья, странствующего из города в город. Четыре песни одухотворённого, но одинокого юношу Нуреева преследует тень, исполняемая известным танцовщиком Паоло Бортолуцци. Для зрителей постановка оказалась настоящим откровением: в партнёре они нашли не просто образ беспощадной судьбы, но alter-ego главного героя.

Я понимаю, почему публика любит это произведение. Потому, что в этом дуэте выступает на поверхность наиболее правдивая и наиболее скрытая часть меня самого: моя уязвимость.
 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)


Фото: Francette Levieux / The Rudolf Nureyev Foundation, Keystone / Getty Images

Нуреев не расставался с «Песнями» 20 лет — до самых последних выходов на сцену он танцевал самого себя, пылкого и измученного. Премьерный показ состоялся в 1971 году в Брюсселе.

К началу 80-х у Рудольфа Нуреева было всё, о чём может грезить артист: мировое признание, гонорары, приглашения, любовь поклонников. Но далеко не всё, о чём мечтает человек: он хотел получить разрешение вернуться на Родину, чтобы хоть раз увидеться с семьёй. Поводом к визиту домой стало прощание с умирающей матерью: в 1987 году ему одобрили визу на 48 часов.

Всего через 2 года Нуреева пригласили на родную лениградскую сцену. Он был реабилитирован. Однако долгожданное возвращение оказалось не таким, как ожидали: мало кто из зрителей понимал, что перед ними — легендарный артист балета. Мастерство Нуреева забирала прогрессирующая болезнь.
 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)


Фото: Юрий Белинский, Виктор Воног / Фотохроника ТАСС

Воин Солор
последняя «Баядерка» и мечта об острове

 

С этой партии началась любовь парижской публики к Рудольфу Нурееву: он вышел в синем индийском хитоне и станцевал знаменитое двойное ассамбле. Тогда, во время гастролей 1961 года, артисты Мариинского театра исполняли только третий акт балета — «Царство теней». Эту же часть по Петипа Нуреев ставил позже для Королевского балета в 1963 году и Парижской оперы в 1974 года.

«Баядерка» не только обещала триумф —  она стала танцевальным эпилогом жизни мастера. Премьера новой версии состоялась за три месяца до смерти Нуреева. Поддерживаемый с обеих сторон своими премьерами Изабель Герен и Лораном Илером, он вышел на поклон и получил знак командора ордена Почётного легиона. Потрясённая публика устроила овацию стоя.

Последние годы жизни Нуреев посвятил дирижированию, балетному кино и путешествиям вдоль побережья Турции. Его заветной мечтой была покупка Гемилера — рыцарского острова в Средиземном море.

 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)


Фото: Francette Levieux / The Rudolf Nureyev Foundation, Remy de la Mauviniere / AP, кадр из фильма «Рудольф Нуреев. Остров его мечты»


В память о великом танцоре

 

«Нуреев. Белый ворон» — биографическая драма английского режиссёра Рэйфа Файнса.

«Маппет-шоу» — юмористическая программа Джима Хенсона, в которой марионетки ставят приглашённого гостя в смешное положение. В одной из серий Рудольф Нуреев исполнят фрагмент «Лебединого озера» с ростовой куклой: что сказать — настоящая поп-икона.

«Непокорённый Нуреев» — книга французского театрального критика Ариан Дольфюс.

Балет «Нуреев» — одна из самых скандальных постановок Большого театра в хореографии Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова.

Запись «Лебединого озера» — TheatreHD показывает на большом экране рекордный балет с участием Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн. Всё — «с лёгким налётом очаровательного пленочного ретро».
 

 

Похожие темы

Рекомендованные материалы

04 марта 2024

«Лебединое озеро» — шедевр мирового балета

4650
0.0
0

Отзывы 0

Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиИнтересные местаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+