Вампукой называют нелепые сцены и актёрские клише в оперных постановках, а также сами оперы с банальным сюжетом. Своими корнями слово уходит в начало XX века. Именно тогда свет увидела постановка «Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера» на музыку В. Г. Эренберга. В её основе был фельетон князя М. Н. Волконского, высмеивающий текст поздравления особы императорской семьи.
Волконский объединил в своём произведении все недостатки оперы тех лет: излишнюю помпезность, кривлянья актёров, затянутость действия, постоянные повторы отдельных слов. Впервые его пародия была опубликована в «Новом времени» в 1900 году. В контексте англо-бурской войны того пероиода «Вампука» сопровождалась строчками, посвящёнными британскому министру Дж. Чемберлену. Неподготовленные читатели восприняли это произведение как отклик на текущие боевые действия.
Специально для оперы оригинальный текст был доведён до максимального абсурда: в него добавили повторяющиеся фразы и даже слоги, которые особенно были заметны в ариях и хорах. Премьера оперы в постановке Р. А. Унгерна состоялась 18 января 1909 года на сцене петербургского театра «Кривое зеркало». Авторы сомневались в успехе работы. Эренберг, написавший музыку к спектаклю, на случай провала не указал своё имя в афише, а когда выходил к зрителям, то надел парик и приклеил бороду.
Но после первого показа о «Вампуке» стали говорить все, кто был связан с театральным искусством, причём в хорошем ключе. За первый год зрители посмотрели оперу около 100 раз. В 2005 году свою версию «Вампуки, невесты африканской» представил Центр оперного пения Галины Вишневской. Через пять лет театр «Геликон-Опера» отпраздновал свой двадцатилетний юбилей обновлённым вариантом спектакля.