Франция, 1865 год. 25-летний Клод Моне, сын бакалейщика из Гавра, ученик Шарля Глейра, задумывает написать картину размером 4 на 6 метров для заявки на Парижский салон. В новом произведении он хочет вступить в диалог с Эдуардом Мане, автором другого «Завтрака на траве», отвергнутого Салоном пару лет назад.
Работа начинается на пленэре под Шайи, в лесу Фонтенбло: пейзаж и солнечный свет интересовали художника в первую очередь в отличие от Мане, который старательно придавал героям своего «Завтрака» портретное сходство. Тем не менее на картине Моне мы видим многофигурную композицию. Интересно, что ему позировали лишь несколько человек. В «кадр» попали приятели-художники Фредерик Базиль, Гюстав Курбе и Альберт Ламброн, а женщины написаны с одной модели. Вероятно, это была Камилла Донсье, возлюбленная и будущая жена художника. С ней связана ещё одна деталь «Завтрака». Взгляд цепляется за сердце, вырезанное на стволе дерева. Мэри Гедо, автор книги о Моне, трактует этот образ как «художественное признание в любви» творца своей музе. А за деревом, по мнению искусствоведа, живописец изображает отца, который был против отношений сына с Камиллой.
После пленэра Моне переходит в студию, чтобы перенести эскиз на монументальный холст. Он сохраняет лёгкие, свободные мазки и акцент на светотени, но меняет сидящего молодого человека на более взрослого. Работа идёт тяжело — писать огромную картину непросто, приходится несколько раз переделывать отдельные элементы. В мастерской художника навещают Базиль и Курбе. Комментарии последнего только усугубляют процесс. Моне позже расскажет, что по совету старшего коллеги принялся переделывать платья, в результате окончательно испортил холст и прекратил работу. Чтобы представить на Салоне хоть что-нибудь, художник напишет «Женщину в зелёном» — критикам она понравится.
Грандиозный неоконченный «Завтрак на траве» Моне оставляет арендодателю в счёт залога просроченной задолженности. Картина хранится в подвале, один из её фрагментов подгнивает. В 1884 году художник возвращается, выкупает работу и разрезает её на три части. Две из них выставляются у него в студии, а затем через коллекционеров попадают в Музей Орсе в Париже, где их можно увидеть по сей день.
Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 год (фрагмент). Из коллекции Музея Орсе / commons.wikimedia.org
Российской публике повезло гораздо больше — мы можем оценить цельный замысел художника! И всё благодаря Сергею Щукину. Московский купец и коллекционер выкупил меньшую версию «Завтрака на траве» у Моне — всего в собрании мецената хранилось 13 работ импрессиониста. После революции полотна Щукина национализировали, и теперь картина экспонируется в Пушкинском музее, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Александра Шишкина | 07 июня 2024
«Завтрак на траве» Клода Моне: история картины
Разбираемся, как импрессионист Клод Моне создавал «Завтрак на траве». Читайте, чтобы узнать: кто позировал художнику? Что в картине самое важное? Какие трудности возникли у Моне, и почему ему пришлось разрезать полотно на три части?
1127
0.0
0
Фото: Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 год. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / commons.wikimedia.org
Похожие темы