«Дюна: часть вторая», 2024 и «Дюна», 2021
8,3 и 7,7 на «Кинопоиске»
Вторая часть громкого блокбастера — последний на данный момент фильм Вильнёва, который вышел в кинотеатрах. Картина развивает мир «Дюны», перенесённый на экраны из книг Фрэнка Герберта — эпической экологической научной фантастики. В далёком будущем люди отказались от искусственного интеллекта и вычислительной техники и развили способности собственного тела. Они живут на разных планетах и перемещаются в космическом пространстве благодаря специи или спайсу — особому веществу, которое добывают только на планете Арракис. За господство на ней борются Великие дома.
Фильмы опираются на книги, но позволяют себе вольные сюжетные ходы. Первая часть рассказывает историю наследника дома Атрейдесов Пола (Тимоти Шаламе). Он вместе с семьёй отправляется на Арракис, откуда начинается его путешествие. Во второй части Пол присоединяется к расе фрименов, чтобы стать мессией Муад Дибом.
Наш гайд по вселенной «Дюны»
Необычно то, что несмотря на жанр и историю, которая даёт огромный простор для зрелищного экшена, масштабных кадров и динамики, в обоих фильмах Вильнёв рассказывает историю Пола в медленном темпе, а оператор Грег Фрейзер показывает фантастический мир в основном от лица героев. Создатели поступили так намеренно, чтобы сделать историю осязаемой и человечной. Посмотреть «Дюну» стоит хотя бы ради визуала: мир Арракиса — это бескрайняя пустыня, песчаные бури и огромные черви, которые появляются в кадре под эпическую музыку Ханса Циммера.
Кадр из фильма «Дюна: часть вторая», реж. Дени Вильнёв, 2024 год / «Кинопоиск»
«Пожары», 2010
8,0 на «Кинопоиске»
Номинант на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», самая ранняя картина из этой подборки — серьёзная и порой шокирующая картина о семейный тайнах, религии и морали.
Брат и сестра внезапно узнают о страшном прошлом умершей матери и погружаются в пугающую историю своей семьи. Драма нескольких людей разворачивается на фоне национальной трагедии неназванной страны Ближнего Востока, прообразом которой стал Ливан.
Смотреть фильм стоит ради качественной картинки в жёлто-зеленоватых декорациях ливанских пейзажей и нестандартных, но выверенных операторских решений. Привычным детективом «Пожары» не назвать: готовиться стоит к тяжёлой истории и медленному, тягучему повествованию. По ходу него зритель вместе с героями пытается понять, что пришлось пережить их матери, и по спирали погружается в атмосферу войны, изуродовавшей множество человеческих судеб. Фильм запоминается неожиданным и неоднозначным финалом, и, в общем-то, таким же саундтреком, в том числе, музыкой Radiohead и Placebo.
5 кинокомпозиторов, о которых вы должны знать
Кадр из фильма «Пожары», реж. Дени Вильнёв, 2010 год / «Кинопоиск»
«Бегущий по лезвию 2049», 2017
7,8 на «Кинопоиске»
Ещё один фильм-часть большой франшизы. На этот раз — о реальности будущего, в которой люди научились создавать себе подобных репликантов для того, чтобы те осваивали новые планеты и занимались опасными работами. Отличить андроида от человека можно по отсутствию эмпатии — для этого проводят специальный тест, а визуально они выделяются только кодом на глазном яблоке, который не увидеть просто так.
События фильма разворачиваются через 30 лет после «Бегущего по лезвию» 1982 года и рассказывают историю репликанта Кея (Райан Гослинг), который работает блэйд-раннером — так называют охотников за головами, которые ищут и уничтожают андроидов, нелегально вернувшихся на землю. На одном из служебных заданий Кей находит доказательства того, что они могут размножаться естественным путём, и запускает череду событий, важных не только для мира, но и его самого.
В фильме впечатляющий визуал: закоулки Лос-Анджелеса будущего, огромные неоновые галограммы, жёлтые пустынные антиутопические пейзажи, но сюжетно он уступает не только предшественнику, но и другим нуарным детективам, триллерам и уж тем более боевикам, картина скорее философская. Вывод — смотреть стоит ради эстетического удовольствия, ностальгии по миру «Бегущего по лезвию» и некоторым его персонажам, которые возвращаются на экран, и грустных глаз Райана Гослинга.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049», реж. Дени Вильнёв, 2017 год / «Кинопоиск»
«Пленницы», 2013
7,8 на «Кинопоиске»
Драматический детективный триллер о поисках пропавших детей, но, что важнее, о природе зла, бессилии и границах дозволенного, когда дело касается семьи. Шестилетняя дочь Келлера Довера (Хью Джекман) исчезает вместе с подругой. Детектив Локи (Джейк Джилленхол) арестовывает водителя фургона, который стоял неподалёку от места, где их видели последний раз, но вскоре отпускает из-за нехватки улик. Расследование заходит в тупик, и обезумевший от горя и злости на полицию отец берёт дело в свои руки.
Львиной долей успеха картина обязана актёрским работам, каждая из которых изображает неоднозначного персонажа. Герой Джейка Джилленхола — импульсивный полицейский, но прежде всего — обычный человек, который может ошибаться и что-то пропустить мимо ушей, его не изображают гением со стальной выдержкой. Персонаж Хью Джекмана — отец в ситуации, где очень сложно сохранить мораль, он считает, что делает всё, чтобы спасти дочь, но его методы кажутся чересчур жестокими. А герой Пола Дано — и вовсе одна из главных интриг картины: зритель до последнего не знает, кто он на самом деле.
Смотреть фильм стоит ради тяжёлой атмосферы холодного северного города, которая сгущается по мере того, как детектив отчаянно, но безуспешно пытается найти девочек, напряжения, которое не ослабевает потому, что их отец заходит в собственном расследовании всё дальше, и психологичности: в оригинале картина называется Prisoners, и зритель может предположить, что заложниками становятся не только похищенные девочки, но и другие герои, каждый — своих страстей.
Кадр из фильма «Пленницы», реж. Дени Вильнёв, 2013 год / «Кинопоиск»
«Прибытие», 2016
7,6 на «Кинопоиске»
Этот фильм Вильнёв снял раньше «Бегущего по лезвию 2049», поэтому он стал первой научно-фантастической картиной режиссёра. В классическую обёртку из визита инопланетян на Землю и попыток учёных разгадать, что им нужно, он завернул философский вопросы о моральном выборе и свободе воли и тему языка, который формирует мышление. Пришельцы — только декорация для истории отдельного человека, учёной Луизы Бэнкс в исполнении Эми Адамс.
По сюжету в разных точках планеты появляются инопланетные корабли, но цель визита не ясна. Для того, чтобы наладить контакт, приглашают линигвиста. Женщине пытается научить пришельцев языку, попробовать понять их и осознаёт, что привычное восприятие реальности — не единственное возможное.
От фильма не стоит ждать экшена и динамичного сюжета. Картина получилась медитативной, даже меланхоличной, а ещё очень аудиальной — звуки и даже тишина давят на зрителя и заставляют испытывать большинство эмоций от просмотра. Главным композитором ленты выступил Йохан Йоханнссон, который работал с Вильнёвым над «Пленницами», кроме того, там звучит композиция Макса Рихтера On The Nature Of Daylight.
Кадр из фильма «Прибытие», реж. Дени Вильнёв, 2016 год / Rutube