Изначально Дягилев создавал труппу для продвижения новейшего русского искусства, в том числе художников-«мирискусников». Воплощение идеи оказалось неожиданным. Россия считала себя европейской страной, но благодаря дягилевским балетам её образ на Западе сплёлся из ориенталий, славянских древностей, мистики. Спектакли труппы уничтожили границы между Западом и Востоком, просвещением и необузданной дикостью.
Труппа Русских балетов / orloffmagazine.com
Специфическая антреприза Дягилева чутко схватывала малейшее дуновение перемен. Артисты блистали в Париже и Монте-Карло, Лондоне и Нью-Йорке, Риме и Женеве. Потрясающие костюмы и декорации, музыка и художественный рисунок танца заставили Европу сходить с ума по русскому стилю. В магазинах Франции и Англии начали продавать русские костюмы, даже в подвенечном платье супруги короля Великобритании Георга VI заметны славянские мотивы.
История «Русских сезонов» оборвалась в 1929 году, когда умер Сергей Дягилев. Он называл себя «бездарностью», а был гораздо больше, чем меценат и талантливый антрепренёр. Есть анекдотическая история. Будто во время гастролей король Испании спросил: «Скажите, месье Дягилев, вы ни шеф оркестра, ни танцор, ни пианист. Что же вы делаете?» На что Сергей Павлович ответил: «Ваше величество, я, как вы. Я не работаю, я ничего не делаю, но я незаменим».
Н. Кремнев, А. Бенуа, С. Григорьев, Т. Карсавина, С. Дягилев, В. Нижинский и С. Лифарь в Grand Opera, Париж 1927 год / thesymbol.ru
«Половецкие пляски», 1909
Один из бриллиантов в тиаре первого «Русского сезона». Наряду с «Плясками» в тот год зрители парижского театра Шатле увидели «Павильон Армиды», «Сильфид» (известный в России как «Шопениана») и «Клеопатру» с танцем семи покрывал в исполнении «чаровницы» Иды Рубинштейн. Все балеты ставил Михаил Фокин — реформатор классического танца.
«Половецкие пляски» стали абсолютным «хитом»: балет не сходил с афиш все 20 лет Русских сезонов. Публика влюбилась в «русских варваров». С тех пор славянская экзотика стала неизменным атрибутом дягилевской антрепризы.
Николай Рерих «Половецкий стан», Нина Чернобаева — половчанка, Адольф Больм — половчанин / Государственная Третьяковская галерея
Изначально хореографическая картина была вставным эпизодом оперы «Князь Игорь» на музыку Александра Бородина. Михаил Фокин полностью переработал «Половецкие пляски» — намеренно отказался от постановки Императорских театров, с которыми у него никогда не было взаимопонимания. Художником спектакля стал Николай Рерих. Он создал декорацию «Половецкого стана» и цветистые костюмы с древнерусскими мотивами, ради которых Дягилев «обобрал все восточные магазины Петербурга». Среднеазиатские ткани и «половецкие» сапоги тут же вошли в моду.
«Жар-птица», 1910
Первый сезон Русских балетов был невероятно успешным. Многие артисты получили приглашения в европейские театры и ушли от Дягилева. Тех, кто остался в труппе, ждал следующий триумф уже на сцене Гранд-оперы в Париже.
Все балеты вновь ставил Михаил Фокин. Среди них: «Карнавал», «Шехеразада», «Жизель» и «Ориенталии». Наибольшей популярностью пользовалась «Жар-птица» — первый у Дягилева спектакль на тему русских сказок.
Эскиз декорации Александра Головина к «Жар-птице», Тамара Карсавина — Жар-птица, эскиз Натальи Гончаровой к «Жар-птице» / Государственная Третьяковская галерея, mtdata.ru
Музыку для «Жар-птицы» написал Игорь Стравинский — он даже приходил на репетиции, чтобы помочь Тамаре Карсавиной со сложными ритмом и музыкальным рисунком.
Либретто создавали всем «Миром искусства» по мотивам народных сказок. Получилась история про борьбу светлых сил с тьмой, которую олицетворяет Кощей бессмертный.
Отчасти успех балета обеспечила фэнтезийная сценография Александра Головина — он создал панно «Кощеево царство» с витиеватыми узорами. Лёгкий, составленный из перьев костюм Жар-птицы придумал Леон Бакст. Для новой постановки в 1926 году художником стала Наталья Гончарова. Ей принадлежит стилизованная под древнерусскую икону декорация «Город» с домами, храмами и крепостными стенами, сливающимися в единый бесконечный узор.
«Петрушка», 1911
Балет Михаила Фокина на музыку Игоря Стравинского стал кульминацией сотрудничества Дягилева с Александром Бенуа. Их отношения испортились после того, как Сергей Павлович отдал все лавры за оформление «Шехеразады» Леону Баксту. Но стоило Дягилеву произнести имя Петрушки, как Бенуа вспомнил любимого героя детства и согласился сотрудничать.
В либретто легко увидеть иносказательные аллюзии на отношения в труппе Дягилева. Фокусник оживляет своих кукол и вкладывает в них живые души, способные к чувствe, чтобы ими было проще манипулировать. Между героями составляется любовный треугольник: Арап (воплощённая грубость) — Балерина (вечная женственность) — Петрушка (творческая душа).
А. Бенуа. Масленица в Петербурге, Вацлав Нижинский — Петрушка / Государственная Третьяковская галерея, Getty Images
«Весна священная», 1913
Второй скандальный балет Русских сезонов после «Послеполуденного отдыха фавна» Вацлава Нижинского.
В первый раз Дягилев не испугался и доверил Вацлаву поставить «Весну священную» на грозную, бурную музыку Игоря Стравинского. Хореография Нижинского разрывала все каноны, в том числе фокинские. Ноги балерин вывернуты носками внутрь, локти прижаты к телу, вместо полёта — «деревянные», «рваные» движения. В сочетании с музыкой они производили на публику гипнотическое воздействие.
Фото: musicseasons.org
На премьере «Весны священной» разразилась битва. «Люди свистели, оскорбляли актёров и композитора, кричали, смеялись… Споры зрителей не ограничились словесной перепалкой и в конце концов перешли врукопашную», — вспоминала супруга Нижинского Ромола.
И всё же «Весна священная» оставалась одним из любимых балетов Дягилева. Он верил, что публика ещё оценит постановку — так и случилось.
«Свадебка», 1923
Вацлав Нижинский поставил у Дягилева четыре балета: гениальный артист быстро выдохся, заболел психически и больше на сцену не выходил. Новым постановщиком стал Леонид Мясин. В сезоне 1917 года он представил радикальный «Парад» на музыку Эрика Сати по либретто Жана Кокто в оформлении Пабло Пикассо. Французы авангардные идеи не оценили, обозвали художника и композитора бошами и подняли жуткий скандал (хуже, чем на «Весне священной»).
В 1920-е в труппу вернулась Бронсилава Нижинская — сестра Вацлава. Одним из её шедевров стала «Свадебка» на музыку Стравинского в декорациях Натальи Гончаровой. Композитор и художница придумывали оформление больше восьми лет: изучали описания свадебных обрядов в разных российских губерниях. Но Нижинская забраковала все эскизы и предложила отталкиваться от своей хореографии.
Наталья Гончарова. Эскиз занавеса к «Свадебке» (неосуществлённый), «Свадебка» в Театро Колон, 1923 / Государственная Третьяковская галерея, magisteria.ru
«Свадебка» получилась ритуальной, торжественной, трагичной. Всё по канонам традиционных обрядов.
Балет завершил яркий период оформления спектаклей дягилевской антрепризы, но её история продолжилась. В труппу пришёл Жорж Баланчин — позже он создаст в США блистательную труппу и станет одним из лучших мировых хореографов.