«Противостояние», 1985
Режиссёром первого и последнего советского сериала о серийном маньяке стал ученик знаменитой «ленинградской киношколы» Семён Аронович. Отличительной чертой «Ленфильма» был мрачный стиль съёмки. Автором сценария выступил Юлиан Семёнов.
По сюжету герою предстоит раскрыть запутанную серию убийств, след которой тянется со во времён Второй мировой войны — одного из самых тёмных и тяжёлых периодов в отечественной истории.
Басилашвили требовалось сыграть следователя Костенко. Его герой не просто полицейский, а человек глубоко переживающий за судьбы людей в атмосфере мрачного реализма и психологической напряжённости. Актёр создал образ настоящего борца за справедливость, который во что бы то ни стало докопается до правды. Пугающей, но правды. Иногда появляется ощущение, что персонаж сам удивляется собственной решительности.
Кадр из сериала «Противостояние», реж. Семён Аронович, 1985 год / «Кинопоиск»
«Вокзал для двоих», 1983
За прошедший 41 год фильм точно успел стать культовым. Главные роли в мелодраме исполнили звёзды советского кино — Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Кресло режиссёра занял Эльдар Рязанов, подаривший нам множество известных картин а в качестве сценариста Рязанов позвал своего коллегу и давнего друга — Эмиля Брагинского.
Герой фильма — Платон Рябинин, интеллигент и музыкант, который спешит в другой город, чтобы успеть повидаться с отцом. По глупому стечению обстоятельств он пропускает свой поезд. Теперь ему суждено остаться на станции города Заступинск где-то между Москвой и Грибоедовым. Всему виной — официантка Вера. Басилашвили столь тепло и лирично сыграл Рябинина, что зритель сопереживает герою до последней минуты фильма и верит в счастливый финал.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», реж. Эльдар Рязанов, 1983 год / «Кинопоиск»
«Служебный роман», 1977
Режиссёром стал мэтр советского кинематографа Эльдар Рязанов, а сценарий вновь доверили Эмилю Брагинскому.
В центре сюжета — отношения робкого статистика Новосельцева и его директора Калугиной, женщины, которая положила личную жизнь на алтарь успешной карьеры. Олег Басилашвили, в отличие от предыдущих двух картин, сыграл в «Служебном романе» второстепенного персонажа — Самохвалова. Из любой ситуации он стремится получить выгоду, не боясь пойти по головам. Антагонист в исполнении Олега Валериановича получился исключительно обаятельным, хитрым и дерзким.
Кадр из фильма «Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов, 1977 год / «Кинопоиск»
«Курьер», 1986
Лирическая комедия Карена Шахназарова, режиссёра сатирического киножурнала «Фитиль» и фильма «Мы из джаза». Кресло сценариста занял Александр Бородянский.
Главный герой — Иван, вчерашний школьник, которому не удалось поступить в институт. Мама устраивает его курьером в научный журнал «Вопросы познания». Так Ваня однажды знакомится с Катей, дочкой профессора.
В драме «Курьер» Басилашвили сыграл родителя девушки, в которую влюбляется главный герой Иван. Отец в исполнении актёра, мудрый и заботливый человек, который пытается спасти дочь от безответственного юноши. Вместе с этим герой Басилашвили успевает проникнуться отцовскими чувствами и к мальчику-курьеру, помогая ему найти место в жизни. Под слоем правил и жизненных установок интеллигента-профессора ещё проглядывается простота и доброта.
Кадр из фильма «Курьер», реж. Карен Шахназаров, 1986 год / Кино-Театр.РУ
«Мастер и Маргарита», 2005
«Мастер и Маргарита» Владимира Бортко — четвёртая из семи экранизаций мистического романа М. А. Булгакова. Сериал собрал главных актёров советского кино: Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Валентин Гафт, Кирилл Лавров, Александр Адабашьян, Александр Панкратов-Чёрный и многие другие.
На Патриарших прудах поэты Бездомный и Берлиоз знакомятся с иностранцем, который рассказывает им о встрече с Понтием Пилатом, а также предсказывает смерть одного из слушающих. Загадочным незнакомцем оказывается никто иной как Воланд — повелитель сил Тьмы. После этого происшествия в Москве начинают происходить странные вещи. Задача Воланда — испытать жителей столицы на прочность и понять, изменилась ли человеческая сущность за несколько сотен лет.
На момент съёмок сериала актёр был уже немолод, но это не помешало ему блистательно исполнить многогранную роль. Олег Валерианович не стремился к однозначности образа Воланда. Его герой — сложный и противоречивый, который сочетает в себе мудрость и иронию. В интерпретации Басилашвили Воланд — наблюдательный интеллигент и интеллектуал, который больше напоминает европейского джентльмена, чем представителя тёмных сил.
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита», реж. Владимир Бортко, 2005 год / «Кинопоиск»