Колхидский дракон — хранитель Золотого руна
Змей из древнегреческих мифов — прародитель западных представлений о драконе. Если на Востоке чешуйчатое существо считается символом уверенности, мудрости, силы и императорской власти, то в европейской культуре драконы — персонификация зла. В большинстве мифов они изображаются алчными хранителями золота, врагами, которых необходимо одолеть. Истоки этих представлений идут, вероятно, от Колхидского дракона.
Согласно древнегреческой мифологии, он появился от великана Тифона и полуженщины-полузмеи Эхидны. Дракону выпала нелёгкая доля — караулить у дуба Золотое руно. Поэтому он проглотил покушавшегося на сокровище Ясона. Предводитель аргонавтов спасся благодаря Афине: она напоила змея снадобьем, дракон извергнул героя из глотки. Позже волшебница Медея усыпила хранителя Золотого руна зельем, чтобы Ясон смог выкрасть трофей.
Вазописец Дурис. Колхидский дракон, изрыгающий Ясона, и наблюдающая за этим Афина. Ок. 480-470 гг. до н.э. / Рим, музей Ватикана
Европейский дракон — хранитель пещер
Образ западного дракона восходит к античным источникам и Библии. С распространением христианской культуры и миропредставлений змей начал ассоциироваться исключительно со грехом и с дьяволом. При этом его кровь, кости и шкура могли обладать волшебными свойствами. Чтобы их получить, герой должен убить чудовище, а найти его довольно легко — дракон обычно охраняет вход в пещеру.
Одно из самых ранних упоминаний о змее находят в эпической поэме «Беовульф», созданной в VII или VIII веке. Там злое существо живёт под землёй и собирает сокровища. От него стоит держаться подальше: дракон дышит пламенем, ядовитым, как и его укус.
Дракон ещё много раз появится в легендах европейских народов, а позднее станет героем фэнтези. Самый известный образ создал Джон Р. Р. Толкин, опиравшийся на средневековые представления о твари, потому его Смауг охраняет пещеру с золотом. В постмодернистской культуре драконы представляются гораздо более безобидными. Например, у Кадзуо Исигуро в романе «Погребённый великан» некогда зловещий змей оказывается полуживой карикатурой на самого себя. А Дракониха из «Шрэка» становится доброй и ласковой, как только встречает возлюбленного.
Кадры из фильмов «Хоббит: Пустошь Смауга», «Шрэк» / «Кинопоиск»
Змей Горыныч — похититель красавиц
Многоголовый змей — постоянный персонаж русских волшебных сказок и былин. Считается, что он живёт в горах: отсюда и прозвище. Хотя некоторые видят в происхождении имени связь с глаголом «гореть», которая отсылает к способности персонажа сжигать, дышать на противников огнём. Интересно, что имя Горыныч встречается только в русском фольклоре, хотя в мифологии других славянских народов тоже есть змеи, выполняющие схожие функции.
Тело Горыныча огромное, сильное, увенчанное тремя, шестью, семью, девятью или двенадцатью головами. Герой должен отрезать их во время схватки со змеем. В некоторых сказках Горыныч, почти как персонаж современных файтингов, имеет несколько воплощений. Протагонист последовательно сражается сначала с трёх-, после с шести- и в конце концов девятиголовыми змеями. Горыныч умеет летать, и его передвижения сопровождают шум, гром, буря, змеиный свист или звериное рычание. Главная функция змея в сказках — украсть женщину. Она может быть невестой, женой главного героя, дочерью царя.
Археолог Борис Рыбаков вёл родословную Горыныча от некоего культа Ящера, который будто бы существовал у древних славян. Сейчас учёные уже опровергли эту точку зрения. Фольклорист Владимир Пропп предложил другое объяснение: увидел связь между персонажем и обрядом инициации. Посвящаемый пролезал сквозь постройку, которая символически представляла змееподобное чудовище. Оно сначало «проглатывало» новичка, а затем «извергало» в статусе взрослого мужчины-охотника.
Николай Рерих, «Победа (Змей Горыныч)». 1942 год / Из собрания Дома учёных СО РАН
Дракон Зилант — символ Казани
Мы уже разбирали образ одного из главных символов Татарстана, а теперь вновь обратимся к этому противоречивому существу. В одних мифах он предстаёт злым и жестоким расхитителем народа, в других — благородным созданием, которое охраняет город и помогает местным.
Часто с драконом связывается легенда об основании Казани. Корнями она уходит в русское историко-публицистическое сочинение «Сказание о Казанском царстве» («Казанская история»), написанное в конце XVI — середине XVII века. Слово «Зилант» переводится с татарского как «змея». Отсюда название Зилантова холма или горы — там водилось много змей. Согласно одной из легенд, Зилант был их царём. Однажды хан решил избавиться от ползучих гадов. Сильный батыр поджёг их, но Зилант выжил, а потом мстил людям. Есть альтернативная концовка: Зилант поквитался с батыром, а позже загадочно исчез.
По другой легенде батыр убил Зиланта: отрубил ему обе головы. В память о подвиге змея увековечили на гербе города. Другой вариант гласит, что в этом бою победу одержал Зилант, но вскоре умер сам, напоровшись на отравленное копьё. А в более положительном и добродушном сказании говорится, что Зилант охранял границы города и помогал его жителям. Они его очень любили, считали олицетворением силы и мудрости.
Фото: shutterstock.com
Лун — символ Китая и доброго начала
Китайцы — «потомки дракона», чем очень гордятся. В отличие от европейцев, азиаты не связывают образ змея с дьяволом и абсолютным злом. Наоборот, дракон отождествляется с властью, рассудительностью и добром. Потому и считалось, что настоящий император — потомок волшебного ящера. А доказывать это должна родинка в форме дракона на теле правителя.
Лун может парить в небесах или опускаться в морские пучины. У него рога как у оленя, голова, похожая на верблюжью или лошадиную, заячьи глаза, змеиная шея, чешуйчатое туловище, тигровые лапы и соколиные когти. Главный его атрибут — жемчужина, которая символизирует процветание и содержит в себе силу дракона.
Китай называют родиной дракона, а потому символика с ним отыщется повсюду. Привычно использование образа в архитектуре, гравюрах, театре. В честь дракона устраивают ежегодные состязания по гребле на лодках и шествие танцующих драконов У Лун.
Фото: Rod Ramsell / unsplash.com
Японский дракон рю — защитник и даритель счастья
В Японии, как и в Китае, дракон связывается с императорской фамилией. По одной из легенд, первый государь Дзимму появился от божества водной стихии, дракона Рюдзина. Внешность японского змея тоже составная, схожая с китайским вариантом, однако у существа из Страны восходящего солнца только по три пальца на лапах.
Японские драконы могут жить в океане, реке или озёре, но при этом умеют летать. Иногда они становятся невидимыми или перевоплощаются в других существ. Их дыхание насылает тучи, из которых проливается обычный или огненный дождь.
Самыми известными японскими драконами называют упомянутого предка императоров Рюдзина, у которого есть свой подводный дворец из белых и красных кораллов, заполненный сокровищами. Ещё Ямата-Но Ороти, каждая из восьми голов которого олицетворяет одну из стихий, и Мидзути, поливающего путников ядом. Одно из современных воплощений дракона создал Хаяо Миядзаки для аниме «Унесённые призраками». Его персонаж Хаку — речной дух с непостоянным характером: может быть добрым и отзывчивым, а может — вспыльчивым и раздражительным. Он владеет магией и тайными знаниями, перевоплощается в мальчика-подростка.
Рён — защитник Кореи
Корейский дракон в мифах тоже считается воплощением мудрости и добрых сил. Он живёт у воды, насылает на землю дождь, покровительствует рисовым полям. У него нет крыльев, зато имеется длинная борода. Иногда его изображают с Ёиджу — «драконьей державой» — в лапах. Но обладать ей могут только мудрейшие, четырёхпалые драконы. А тот, кто отнимет Ёиджу, станет всемогущим. Ещё корейские драконы иногда предстают умеющими разговаривать, испытывать преданность, доброту, благодарность.
В Корее есть миф о Керёне — драконе-петухе. Его часто изображают запряжённым в колесницу, которую ведёт один из героев корейских мифов. Легенда повествует, что первая принцесса королевства Силла родилась из яйца Керёна.
Фото: Mathew Schwartz / unsplash.com