За основу Фокин взял пьесу композитора Камиля Сен-Санса, правда изменил концовку произведения, сделав её более трагичной. Кстати, таким изменениям Сен-Санс был искренне удивлён, ведь в его версии лебедь остаётся жив, а музыка при этом написана в мажорной тональности. В будущих редакциях хореограф поменял название на «Умирающий лебедь».
Важнейшей частью драматургической линии миниатюры стал неповторимый образ Павловой: её пронзительный взгляд и незабываемая пластика. Именно актёрская индивидуальность балерины стала той необходимой «изюминкой». Особую роль сыграла и музыка: широкая, свободно льющаяся напевная мелодия виолончели изображала плавное движение лебедя по поверхности воды, а руки балерины, словно крылья, широким и пластичным взмахом пропевали эту мелодию.
Фото: thevoicemag.ru
Для большинства балерин «Умирающий лебедь» превратился в некую «визитную карточку» на концертах. Яркий тому пример: Иветт Шовире, которая выступала в балете Монте-Карло, и Наталия Макарова.
Удивительная игра Анны Павловой не исчезла в потоке истории — в 1924 году в США сняли кинокартину «Бессмертный Лебедь», в котором зритель может наблюдать кадры кинохроники, навечно запечатлевшие Павлову с лебедями.