Сочинил первые пьесы, когда учился в четвёртом классе
Владимир Немирович-Данченко родился 23 декабря 1858 года в городе Озургети. Его отец происходил из рода украинских дворян, служил на Кавказе подполковником армии. Мать родилась в Армении. У Владимира был старший брат — Василий, который станет известным писателем, путешественником-очеркистом, автором исторических романов.
Детство будущего режиссёра прошло в Тифлисе (сейчас Тбилиси), куда семья переехала, чтобы дать детям хорошее образование. Владимир учился в Тифлисской гимназии и находил время для театра, который с детства его интересовал. Представлениями увлекалась вся семья. Вместе они ходили в летний театр, где Немирович-Данченко посмотрел первые спектакли. Уже в четвёртом классе он сочинил пьесы — французскую мелодраму, комедию и водевиль, а позже начал заниматься в любительских театральных кружках.
На подоконнике комнаты Немировича-Данченко стоял игрушечный театр: «Карточные дамы, короли и валеты, прикрепленные на проволоках, были моими Офелиями, Гамлетами, Арбениными, Борисами Годуновыми и Китами Китычами. Я громко читал пьесы и заставлял двигаться моих актеров. А в антрактах я изображал оркестр, причем какая-то доска и пилка заменяли мне скрипку и смычок, старая, вытащенная откуда-то школа нот — клавир, а собственный голос — звуки оркестра. На стене же около окна каждый день наклеивались афиши», — вспоминал режиссёр в мемуарах. Чтобы заработать деньги на билеты, Владимир с 13 лет работал репетитором.
Фото: mxatmuseum.com
Начинал как театральный критик
В 1876 году Владимир окончил гимназию с серебряной медалью. Из Тифлиса он поехал в Москву, поступать в университет. Сначала учился на физико-математическом факультете, где платили стипендию выходцам с Кавказа, затем перевёлся на юридический — в девятнадцатом столетии он считался главной кузницей гуманитариев.
Годы в университете были временем, когда Немирович-Данченко написал первые критические статьи. В 1877 году его рецензии начали публиковать в журналах «Будильник», «Артист» и «Стрекоза». Тогда же первые литературные произведения талантливого студента появились в газетах «Русский курьер» и «Новости дня». В критических статьях Немировича-Данченко часто доставалось репертуару Императорских театров: по его мнению, великое искусство «обрастало штампами, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным».
В 1879 году Немирович-Данченко бросил университет, чтобы заниматься только театром.
Фото: mxatmuseum.com
Играл на сцене
Артист впервые вышел на подмостки любительского театра, когда ему было 19 лет. Первые роли принесли большой успех. Немирович-Данченко отлично проявлял себя в героическом амплуа, но вскоре отказался от актёрской карьеры. Ему казалось, что удача на сцене объясняется природной энергичностью и искренностью, а внешних данных у него нет (проблемы создавал невысокий рост). Немирович-Данченко ушёл из театра и посвятил себя литературному творчеству.
Завоевал славу преемника Александра Островского
В 23 года Владимир написал пьесу «Шиповник», в 1882-м её поставили в Малом театре. Позднее в печати появился его рассказ «Драма на почтовой станции». В 1891 году опубликовано произведение «На литературных хлебах», затем были напечатаны повести и романы «Мгла», «Старый дом», «Губернаторская ревизия», пьесы «Последняя воля», «Золото», «В мечтах», «Цена жизни» и «Новое дело». Спектакли по ним ставились в Москве и Петербурге, а также во многих провинциальных театрах.
Из-за большой популярности Немировича-Данченко называли преемником Александра Островского. С «Шекспиром Замоскворечья» молодой драматург был знаком лично, видел премьеру его «Бесприданницы» в Малом театре в 1879 году. Встречался Немирович-Данченко также с Иваном Тургеневым и Львом Толстым.
Л. М. Доренский. Во время репетиции оперетты «Перикола» музыкальной студией МХАТ СССР им. М. Горького, 1940 год. Главархив Москвы / mos.ru
Был наставником Всеволода Мейерхольда
С 1891 года Немирович-Данченко преподавал на драматическом отделении Московского филармонического училища (сегодня ГИТИС). Среди его учеников были Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд — будущие артисты Московского художественного театра. Немирович-Данченко учил их «видеть драматизм в окружающей жизни». В преподавательский период оформились его идеи о том, что театр должен измениться: стать духовнее, способствовать нравственному воспитанию зрителя.
Всеволод Мейерхольд за чтением «Чайки» Антона Чехова, 1898 год / commons.wikimedia.org
Нашёл единомышленника в Константине Станиславском
Идеи Немировича-Данченко о реформировании театра разделял режиссёр Константин Станиславский. Будущие отцы Московского художественного театра впервые встретились летом 1897 года на Никольской улице. Почти сутки они просидели в ресторане «Славянский базар», где обсуждали проблемы российского театра. Позднее Немирович-Данченко будет вспоминать: «Мы ни разу не заспорили. Наши программы или сливались, или дополняли одна другую».
«Мы протестовали и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актёрского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров», — дополнит Станиславский.
Станиславский и Немирович-Данченко договорились работать вместе. Первый взял на себя обязанности директора и главного режиссёра, второй — директора-распорядителя, занимался планированием и финансированием спектаклей. В октябре 1898 года премьерой «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский художественный театр.
Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Фото из фондов Музея МХАТ / mxat.ru
Отказался от литературной премии в пользу «Чайки» Антона Чехова
Немирович-Данченко прочитал пьесу «Чайка» в 1898 году. Он сказал: «Чехов — это талантливый я» — и отказался в пользу него от Грибоедовской премии, присуждённой за пьесу «Цена жизни».
Первая постановка «Чайки» провалилась, но Немирович-Данченко всё равно решил дать пьесе шанс в МХТ. Роли исполнили Ольга Книппер, Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд и Мария Роксанова. Пьесе рукоплескали — возрождённый к жизни Чехов подарил Немировичу-Данченко золотой брелок в виде книги с гравировкой «Ты дал моей "Чайке" жизнь. Спасибо!».
Фото: mxat.ru
В последующие сезоны в МХТ продолжили ставить чеховские пьесы: зрители увидели спектакли «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов». А чайка, нарисованная Фёдором Шехтелем, стала эмблемой театра.
Основал Московский музыкальный театр
В 1919 году Немирович-Данченко отчасти разочаровался в драматическом искусстве и организовал при МХТ музыкальную студию, которая сегодня известна как Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Он пригласил новых актёров, с которыми поставил произведения французских композиторов: оперетту «Дочь Анго» Шарля Лекока и «мелодраму-буфф» «Перикола» Жака Оффенбаха.
Через шесть лет музыкальная студия выехала на гастроли по Европе и Америке, где до этого уже выступали артисты МХТ.
Л. М. Доренский. Во время репетиции оперетты «Перикола» музыкальной студией МХАТ СССР им. М. Горького, 1940 год. Главархив Москвы / mos.ru
Строил карьеру в Голливуде
Немирович-Данченко встречался с американскими звёздами во время гастролей 1925 года. Прославленный российский драматург был желанным гостем в США. Он даже заключил контракт с фирмой United Artists Entertainment LLC, писал сценарии и готовился к съёмкам, однако так и не выпустил ни одного фильма. По его собственным словам, «Творить можно только в России, продавать в Америке, а отдыхать в Европе».
Владимр Немирович-Данченко, Ольга Бокшанская и артисты МХАТа на отдыхе в Пестове, 1938 год. Фото из фондов Музея МХАТ / mxat.ru
Был председателем Комитета по Сталинским премиям
Когда режиссёр вернулся в Советский союз, вся организационная работа в МХТ легла на его плечи. Станиславский к тому времени был болен и почти отошёл от дел. В 1938 году соратника Немировича-Данченко не стало.
На спектакли Художественного театра часто приходил Иосиф Сталин, он покровительствовал ему. С 1940 года Немирович-Данченко был председателем комитета комитета Сталинских премий в области литературы и искусств. В 1942 и 1943-м Владимир Иванович и сам получил две такие премии за спектакль «Кремлёвские куранты» и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы.
Фото: museummhat.ru
Владимир Немирович-Данченко скончался 25 апреля 1943 года. Ему было 85 лет. Он всегда находился в поиске новых театральных форм и больше всего боялся, что МХТ закостенеет после смерти основателей. Поэтому великий режиссёр оставил потомкам наследство — проект Школы-студии при театре, которая будет готовить актёров будущего. Студия работает и до сих пор, а среди её выпускников множество талантливых артистов: Олег Басилашвили, Владимир Высоцкий, Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Дмитрий Брусникин, Сергей Безруков и другие.