История создания
В 1877 году настроение Чайковского было мрачным. Виной тому — неудачная женитьба и преподавание в Московской консерватории, которое тормозило творчество композитора. Ещё одним фактором, влияющим на его состояние, была Русско-турецкая война. Пётр Ильич Чайковский рассматривал боевые действия как символ рока, довлеющего над главным героем произведений. Некоторые исследователи утверждают, что из-за депрессивных мыслей в то время композитор даже пытался покончить с собой.
Значительную материальную поддержку Чайковскому тогда оказывала меценатка Надежда фон Мекк. Именно в письме к ней от 1 мая 1877 года впервые упоминается будущее произведение. «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал», — писал Пётр Ильич.
Чтобы справиться с унынием, Чайковский уехал в Италию. Там он завершил работу над симфонией. Год спустя произведение было исполнено под руководством Николая Рубинштейна в Москве. Хотя многие слушатели не смогли полностью понять замысел сочинения, оно им понравилось.
Музыкальные особенности
В качестве драматургической модели Пётр Ильич использовал Симфонию № 5 Людвига ван Бетховена. Важную роль у Чайковского играет интродукция, которая начинается с фанфарной темы рока. Затем она сменяется певучим тембром кларнета и нежным звучанием скрипок, символизирующим борьбу с судьбой. Однако это сопротивление несчастью вновь прерывается фанфарами фатума.
Во второй части симфонии можно услышать гобой и струнные, которые пытаются сгладить трагизм происходящего. По задумке Чайковского, здесь эмоциональная составляющая отсылает к прошлому, отражая воспоминания о молодости в сочетании с печальными размышлениями в настоящем.
Третью часть композитор описывал так: «Это капризные аребески, неловимые образы, которые проносятся в воображении, когда выпьешь немного вина и испытаешь первый фазис опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки. Среди них вдруг вспомнилась картина подкутивших мужичков и уличная песенка… Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязанные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего общего с действительностью; они странны, дики и несвязаны».
Завершается произведение шумной картиной, напоминающей праздничное шествие с танцами, а также двумя эпизодами с вариациями на тему фольклорной песни «Во поле берёза стояла». Таким образом внутренняя драма героя противопоставляется простым радостям народа.