Будущий юбиляр — не просто музей из целой плеяды петербургских культурных учреждений. Это масштабный комплекс, который состоит из нескольких центров: научно-исследовательского, реставрационно-хранительского и методического. Последний курирует работу всех (!) художественных музеев России.
У Русского музея работает 9 филиалов в Петербурге, включая Михайловский дворец, Летний сад и Домик Петра I — подробнее о работе каждого из них мы рассказываем в этой статье. А ещё 190 виртуальных филиалов, и два из них находятся в Антарктиде.
Сейчас коллекция насчитывает 444 705 музейных предметов, которые показывают, как отечественное искусство развивалось на протяжении целого тысячелетия — с Х по ХХI век.
Рассказываем о том, как создавался Русский музей, и что он представляет из себя сегодня.
Тренд на патриотизм
XIX век для России стал знаковым временем, тогда происходила «русификация» Александра III. Это веяние просто не могло не задеть культурную жизнь. Под натиском общества во второй половине XIX века начинает формироваться то, что мы считаем «русским искусством» — вспомним работы Айвазовского, Брюллова, Поленова, Сурикова и Репина. Частный характер собирательства, как в случае с Третьяковской галереей, начинает уходить в прошлое. Теперь все шедевры стараются собрать под одной крышей. Именно Русский музей становится монополистом в сфере коллекционирования отечественного искусства. О главных шедеврах в его собрании, которые хотя бы раз должен увидеть каждый, мы рассказываем здесь.
Основание музея и история его названия
25 апреля 1895 года император Николай II подписал указ «об учреждении особого установления под названием “Русского Музея Императора Александра III”». В мае того же года появилось «Положение о музее». В нём сказано, что преждем чем произведение художника попадает в экспозицию Русского музея, оно должно минимум 5 лет экспонироваться в музее императорской Академии художеств.
Над именем нового музея долго не думали. Николай II нарек культурное заведение в честь отца. Название «Русский музей Александра III» просуществовало до 1917 года. Императорская приставка исчезла после Октябрьской революции.
Фото: Mistervlad / Shutterstock.com
Несмотря на то что император-миротворец снискал славу сурового правителя, он был страстным коллекционером. Дошло до смешного: купленные культурные ценности просто переставали помещаться во всех царских резиденциях. Галереи Зимнего дворца были забиты картинами до отказа. И тогда ими начали заполнять Гатчинский и Аничков дворцы. Со временем, когда места для произведений искусства совсем не осталось, возникла потребность в открытии музея. Но сам Александр III не успел довести дело до конца, и оно будто «по наследству» перешло сыну.
Выбор главного здания
Разместить Русский музей решили в Михайловском дворце. Для этого последний русский император выкупил здание у наследников Михаила Павловича и Елены Павловны за 4 000 000 ₽. Безумная сумма! Для сравнения рабочий в конце XIX века получал в среднем 29 ₽ в месяц.
На момент «покупки» интерьеры и экстерьеры Михайловского дворца были в ненадлежащем состоянии: сгнили полы, и прохудилась крыша. Он нуждался в перестройке помещений для будущих музейных экспозиций. Для этих целей привлекли архитектора Свиньина, он начал работу над проектом в мае 1895 года.
После 3 лет реставрационных работ Русский музей наконец-то мог начать свою работу. Управляющим музея стал Великий князь Георгий Михайлович, а торжественное открытие состоялось 19 марта в 1898 года. В то время Михайловский дворец включал в себя 37 выставочных залов и около 2000 экспонатов. В коллекцию вошли: иконопись, акварели, произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладное искусство.
Фото: Mistervlad / Shutterstock.com
Как собирали коллекцию
Подготовка к открытию Русского музея заняла около года. Помимо реставрации и реконструкции важным оставался вопрос коллекции будущей экспозиции. Помимо личной коллекции Александра III на благо выставки передали коллекции из Зимнего, Гатчинского, Александровского дворцов и Академии Художеств.
Не обошлось и без коллекций частных собирателей и видных деятелей культуры той эпохи. Искусствовед Дмитрий Толстой, художник и историк искусства Александр Бенуа, художник Павел Брюллов, меценат Михаил Боткин — лишь малая часть людей, которые помогли стать Русскому музею таким, каким мы привыкли его видеть.
Они передали комплексу в безвозмездное и безвременное пользование части своих коллекций и посоветовали, что ещё можно приобрести. К началу работы фонд музея насчитывал 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры и 981 графический лист.
Первая выставка
19 марта 1898 года в день торжественного открытия Русского музея состоялась и первая выставка. Четыре из 37 залов отвели под «Музей христианских древностей». Там можно было увидеть: «Плащаницу» Виктора Васнецова, акварели переданные княгиней Марией Тенишевой и гравюры от князя Лобанова-Ростовского. Фонд данной экспозиции был самым большим и насчитывал около 5000 памятников старины.
Фото: архив Русского музея / rusmuseum.ru
Из личной коллекции Александра III поступили: «Фрина» Семирадского, «Грешница» Поленова, «Ермак» Сурикова, «Русалка» и «Поцелуйный обряд» Маковского. Они весели в огромном зале, где раньше был театр. Рядом с ними разместили полотна Репина и Васнецова.
В соседнем зале расположились картины из Эрмитажа. Речь идет о «Помпеи» Брюллова и «Медном змие» Бруни. Рядом висели не менее знаменитые произведения, такие как: «Явление Христа Магдалине» Иванова, «Мученики» Флавицкого и «Камилла» Бруни, «Тайная вечеря» Ге и две или три картины Айвазовского.
Первые гости Русского музея оценивали экспозицию как насыщенную и даже пёструю. Казалось, будто залы перегружены, а создатели хотели показать всю «национальную гордость».
Дальнейшая судьба Русского музея
В первое десятилетие после Октябрьской революции коллекция растет семимильными шагами. Новая организация — Государственный музейный фонд (1921 — 1928) стал распределять между музеями национализированные произведения искусства.
Экспонаты между Москвой и Петербургом старались поделить так, чтобы в обеих столицах их было поровну. По итогу в Русском музее осталось больше работ академического искусства. Основные произведения передвижников и эпохи модерна представлены в московской Третьяковской галерее.
Фото: раскрытие ящиков с картинами, вернувшимися из Москвы после эвакуации во время Гражданской войны 1921. Слева направо: хранитель художественного отдела П. И. Нерадовский, Г.С.Добус, неизвестный, А.П.Смирнов / rusmuseum.ru
Важным событием стало расширение экспозиционной площади за счет передачи Русскому музею освобожденных от арендаторов корупса Бенуа и флигеля Росси Михайловского дворца.
Коллекция пополнялась за счет фондов других институций. Так, Музей революции (сейчас это Музей политической истории) передал гигантское многофигурное полотно Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Из Третьяковки поступили «Гитарист-бобыль» и «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева» Перова, «Автопортрет» Неврева, «Курсистка» Ярошенко, «Летящий демон» Врубеля и «Бабы» Малявина. В довоенные годы в Русском музее насчитывалось более 166 000 предметов искусства.
Коллекция сокровищницы всё продолжала расти, и чтобы её разместить, пришлось разделить направления. Этнографический отдел в 1934 году стал Государственным музеем этнографии народов СССР. А Русский музей сконцентрировался на изобразительном искусстве.
Русский музей во время Великой Отечественной войны
Начало войны в 1941 году вынудило власти закрыть музей и вывезти большую часть коллекции, 7500 предметов, в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Оставшиеся экспонаты сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания.
Это стоило нечеловеческих усилий. Ведь не все картины можно было просто достать из рамы и упаковать в холст. Среди шедевров коллекции было около 60 гигантов площадью с целую комнату. К примеру, «Последний день Помпеи» Брюллова и «Заседание Государственного совета» Репина наматывали на огромные валы, после чего зашивали в холст и упаковывали в огромные коробки.
Фото: архив Русского музея / rusmuseum.ru
Старания работников Русского музея не прошли даром. За время войны ни один экспонат не пострадал.
Что касается штата музея в военные времена, то до войны он насчитывал 300 человек. Но к 1 апреля 1942 году в Михайловском замке осталось всего 5 научных сотрудников. Это связано с тем, что многие работники учреждения пополнили ряды Красной Армии и народного ополчения.
Во время блокады в Михайловском саду рыли траншеи для укрытия. Там спасались не только люди, но и некоторые скульптуры из коллекции Русского музея. Одна из них –- композиция Франческо Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». Она весит около десяти тонн, но тем не менее, сотрудники смогли закопать её в саду, а сверху разбили шикарную цветочную клумбу.
Были и те культурные драгоценности, которые нельзя было спрятать под землёй. Например, конную статую Александра III забросали песком, сделали накат из бревен и утрамбовали почвой. Позже «укрытие» засеяли овсом. Поддельный курган оказался хорошим решением для сохранности скульптуры. В 1941 году прямо в него угодила фугасная бомба, но статуя была надежна защищена и совсем не пострадала.
Ещё один сад Русского музея стал стратегически важным объектом для блокадного Ленинграда. В первую военную зиму всем в городе стало ясно, что продовольствия не хватает. Нужно было думать, как прокормиться. Решение нашли — необходимо было засадить все скверы, газоны, в том числе Марсово поле, Висячий сад Эрмитажа, Летний сад и круглый двор Академии художеств.
К лету 1942 года ленинградцы распахали практически 10 гектаров земли и организовали 633 подсобных хозяйства. В огородах Летнего сада появились грядки с белокочанной и цветной капустой, морковью, свеклой, картофелем и укропом.
Кстати, идея огородов в Летнем саду далеко не новая. Еще при Петре I они активно использовались. Правда растения выращивали не для того чтобы обеспечить едой осажденный город, а для того, чтобы украсить императорский стол.
Здание же Михайловского дворца было повреждено снарядами, но в послевоенные годы его отреставрировали. Так же, как и ограду пристани, а затем и берег Мойки напротив Михайловского сада — он был облицован гранитом и укреплен низкой подпорной стенкой.
Дворцово-садовый ансамбль
Русский музей можно по праву считать самым большим в стране культурным комплексом, состоящим преимущественно из величественных дворцов и цветущих садов. Настолько большим, что в феврале 2020 года директор Русского музея Владимир Гусев (с 2023 года пост занимает Алла Манилова) в шутку заявил на пресс-конференции — «Дворцов больше не предлагать!»
За 130 лет сокровищнице русского искусства удалось невероятно разрастись. Ранее Русскому музею хватало Михайловского дворца, а уже сейчас он занимает целых 5 роскошных исторических зданий и уйму построек поменьше.
Сразу несколькими дворцами Русский музей обзавелся относительно недавно — в конце прошлого столетия. Например, Строгановский дворец присоединился к комплексу в 1988, а Инженерный и Мраморный — в 1991 году. Летний сад стал частью комплекса позже всех, в 2002 году.
Фото: Stanislav Samoylik / Shutterstock.com
Сегодня музей объединяет не только экспозиции изобразительного искусства. При нём также успели открыть и научную библиотеку. Она начала действовать в 1897 году, а сегодня её фонд составляет около 170 000 единиц хранения.
А недавно, в честь своего юбилея «Русский музей» решил подарить своим посетителям билеты на 24 и 25 апреля по символической стоимости — 130 рублей. В акции участвовали Михайловский дворец и корпус Бенуа, Михайловский замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Домик Петра I Петербуржцы и гости города уже успели разобрать все льготные «проходки».
Что важно знать перед посещением:
Адрес главного здания Русского музея: ул. Инженерная ул., 2—4 Д. ст. м. «Гостиный двор»
Режим работы: ПН — с 10:00 до 19:00, СР-ВС — с 10:00 до 18:00, ВТ — выходной.
Стоимость билета на постоянную экспозицию Михайловского дворца: 550 ₽. Купить билеты можно онлайн.