Александра Шишкина | 05 августа 2024

«Бурлаки на Волге» Ильи Репина: история шедевра

Репин написал картину «Бурлаки на Волге», когда ему ещё не было тридцати. Работа привлекла внимание публики, вызвала неоднозначные отзывы критиков и принесла художнику мировую известность. Рассказываем, как создавался один из триумфов русской живописи, и что случилось с картиной потом.
207
0.0
0
История картины «Бурлаки на Волге» Ильи Репина
Фото: Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 годы. Государственный Русский музей / commons.wikimedia.org

Репин задумал написать «Бурлаков» в конце 1860-х, когда с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору — посёлок недалеко от Петербурга. Кругом живописная природа, по набережной гуляли офицеры в мундирах и дамы в нарядных шляпках. Вдруг Репин заметил уставших бурлаков, и изумился контрасту: «Какой, однако, это ужас… Люди вместо скота впряжены!». Под впечатлением художник захотел изобразить пропасть между «ароматным цветником господ» и грязными трудящимися мужиками.

Первый эскиз раскритиковал Фёдор Васильев, пейзажист и друг Репина. Он посоветовал Илье Ефимовичу избавиться от искусственности: «Картина должна быть шире, проще. Бурлаки, так бурлаки! И чем проще будет картина, тем художественней». Приятель убедил Репина поехать на Волгу, чтобы зарисовать там настоящих бурлаков.

Илья Репин. Автопортрет. 1878 год. Государственный Русский музей / rusmuseumvrm.ru

Живописец провёл в Самарской губернии всё лето, общался с местными. Впрочем, быт и условия работы бурлаков его мало волновали. Гораздо интереснее художнику казались образы героев. «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал расстриженного священника Канина, он на картине в центре первой тройки с перевязанной головой. Бурлак напоминал художнику античного философа или святого мученика. «Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб. А лоб — большой, умный, интеллигентный лоб — это не простак…», — сказал Репин.

Илья Репин. Бурлаки на Волге. Эскиз. 1870 год. Государственный Русский музей / rusmuseumvrm.ru

Каждый герой картины наделён индивидуальными чертами. Вот нижегородский боец, опустивший мощные руки, вот Илька-моряк глядит исподлобья, вот мальчик Ларька в красной рубахе, вот мужик, набивающий трубку… а на горизонте виднеется буксир — он мог бы заменить бурлаков, но почему-то не используется, а только маячит вдали злой иронией.

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 годы. Государственный Русский музей / commons.wikimedia.org

Картина была готова в марте 1873 года. Впервые её показали публике в Петербурге в Академии художеств на экспозиции произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки на Всемирную выставку в Вену. За границей полотно завоевало бронзовую медаль, после чего великий князь Владимир Александрович купил «Бурлаков» за 3000 рублей. Он повесил картину в бильярдной и всем гостям подробно описывал характер каждого бурлака. 

Споры о картине Репина не утихали долго. Прежде всего, потому, что никто не ожидал от юного живописца ничего подобного. Раньше Илья Ефимович творил преимущественно на религиозные сюжеты: «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян», «Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира». «Бурлаки» же открыли новую эпоху русского искусства. Это почувствовал критик Владимир Стасов. Он сравнил мастерство Репина с реализмом Гоголя и похвалил художника, ведь тот «окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности»

Илья Репин. Бурлаки на Волге (фрагмент). 1870-1873 годы. Государственный Русский музей / commons.wikimedia.org

Достоевский тоже оценил мастерство Репина: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая “партия” будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». С другой стороны, академические художники ругали Репина, упрекали в профанации искусства и искажённом изображении российской жизни. 

Но злая критика не потопила «Бурлаков»: сейчас картина считается несомненной вершиной творчества Репина. Увидеть полотно можно в Русском музее в Петербурге.

Рекомендуем: «Завтрак на траве» Клода Моне: история картины

Похожие темы

Рекомендованные материалы

23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

9604
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+