Горбилет | 09 января 2025

Иллюзии, дзен и капитализм: что почитать у Виктора Пелевина

Виктор Пелевин – писатель загадочный. Уже много лет автор не появляется на публике, но романы выпускает регулярно – строго по одному в год. Разбираем библиографию постмодерниста и рассказываем, на что обратить внимание в первую очередь.
192
0.0
0
Лучшие книги Виктора Пелевина
Фото: kinopoisk.ru

Виктора Пелевина по праву считают одним из главных представителей постмодернизма в русской литературе. Писатель мастерски использует приёмы этого направления – от намеренной стилистической эклектики до нарочитой примитивности. Он вводит в тексты сатиру на повседневную речь и рекламные клише, наделяя обыденные фразы новыми, подчас абсурдными значениями, переосмысливает архитепические образы и иронизирует над ними. А один из основных мотивов его творчества – идея, что мир вокруг нас может быть иллюзией или симулякром. Его герои стремятся осознать свою реальность, но часто сталкиваются с непроницаемыми границами восприятия. 


«Чапаев и Пустота», 1996 год


Ключевой роман 90-х, где Виктор Пелевин выводит нас в парадоксальный мир, в котором историческая фигура Василия Чапаева взаимодействует с поэтом-декадентом Петром Пустотой. Пётр оказывается одновременно в двух реальностях: он то сражается на фронтах Гражданской войны вместе с философски настроенным Чапаевым, то является пациентом психиатрической больницы, из которой его пытаются вернуть к действительности. 


На пересечении этих миров Виктор Пелевин задает философские вопросы о том, что есть реальность и иллюзия, открывая читателю многослойную вселенную, в которой российские 90-е предстают в образах древних архетипов и хаоса. Роман вывел автора в ряды ведущих писателей и стал своеобразным «кодом» для поколения, утратившего надежду и ищущего ответы на вопросы о смысле жизни и идентичности.


Кому подойдет: любителям путешествий по пустоте
Кому не подойдет: таких людей нет

 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)

Фото: Издательство «Эксмо» / eksmo.ru


Generation «П», 1999 год


Роман продолжает традицию, но переносит нас в более приземленное, хотя и не менее абсурдное пространство конца 90-х, где маркетинг и реклама стали важными винтиками в мощном двигателе нового мира. Главный герой Вавилен Татарский — обыкновенный выпускник, чей путь начинается у торгового киоска и заканчивается в кресле топ-копирайтера рекламного агентства, создающего с помощью рекламы новую реальность. В этом мире политики и общественные фигуры превращаются в оцифрованные образы, созданные командой креаторов, где каждый политик — лишь продукт рекламного «фильтра». 


Через образы постсоветской России, с ее разнузданной свободой и абсурдом коммерциализации, Виктор Пелевин с горьким сарказмом показывает, как реклама и масс-медиа управляют сознанием общества, формируя потребности и ценности. Вся система оказывается искусственно выстроенной иллюзией, где мистика шумеро-аккадских мифов переплетается с идеологией 90-х, а деньги становятся абсолютным смыслом существования. 


Кому подойдёт: тем, кому интересно, что такое бизнес по-русски
Кому не подойдёт: тем, кто нежно ностальгирует по 90-м
 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)

Фото: Издательство «Эксмо» / eksmo.ru


«Числа», 2003 год


Виктор Пелевин в романе «Числа» создает мир, в котором цифры — это не просто символы, а магические сущности, способные управлять судьбой. Главный герой, советский мальчик Стёпа, можно сказать, пифагореец — его жизнь целиком подчинена магическому закону чисел. Сначала его покровитель цифра 7, а затем — 34 (сложив 3 и 4, мы получим 7) и с этим числом он идёт по жизни. Жизнь меняется, когда он встречается с полной своей противоположностью — банкиром Жорой, чье магическое число 43, антипод счастливого номера нашего героя. 


Роман «Числа» завораживает читателя сюрреалистической концепцией цифрового фетишизма, где Виктор Пелевин вновь экспериментирует с идеей потери личной свободы. Это произведение — экзистенциальный манифест о тех, кто ищет опору в мире, лишённом ориентиров.


Кому подойдёт: фанатам интертекстуальных связей с русской классикой
Кому не подойдёт: тем, кто не понимает эзотерику и постиронию
 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)

Фото: Издательство «Эксмо» / eksmo.ru


Empire V, 2006 год и «Бэтман Аполло», 2013 год


В Empire V Виктор Пелевин создает антиутопическую вселенную, где вампиры, скрытые под покровом элиты, управляют человечеством через манипуляции с гламуром и дискурсом. Герой Рама Второй — бывший человек, ставший вампиром, — осознает, что его новая реальность, основанная на искусственных ценностях и навязанных образах, не приносит удовлетворения. Иронично исследуя мир, Пелевин критикует фальшивую природу массовой культуры, где красивый фасад скрывает внутреннюю пустоту.


В продолжении «Бэтман Аполло» Рама погружается еще глубже в философские и социальные конфликты, осознавая бессмысленность своих целей и стремясь обрести подлинное существование. 


Эти романы — это не просто фантастика, а сатирические трактаты о власти, манипуляциях и потере идентичности. Писатель рассматривает общество как сложную, многоуровневую игру, где герои, разрывающиеся между долгом и чувством, лишь марионетки в руках невидимых сил.


Кому подойдёт: любителям гламура и фанатам Влада III Цепеша 
Кому не подойдёт: тем, кого тошнит от экзистенциализма и сатиры на современность

 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)

Фото: Издательство «Эксмо» / eksmo.ru


«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», 2016 год


Здесь Виктор Пелевин противопоставляет два центра силы — чекистов и масонов — как олицетворение вечного противостояния России и Запада. «Лампа Мафусаила», загадочный артефакт, служит символом древней мудрости, за обладание которой борются обе стороны. 


Философская карикатура на глобальную политику, пронизанная иронией и аллюзиями на современные медиа и механизмы контроля. В романе нет однозначных героев и злодеев; вместо этого перед нами предстает картина мира, где идеология становится орудием власти. 


Кому подойдет: тем, кто любит ироничное препарирование действительности, основанное на образах из современной политики.
Кому не подойдёт: серьёзно настроенным к политическим отношениям между Россией и Западом 
 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)

Фото: Издательство «Эксмо» / eksmo.ru


iPhuck 10, 2017 год


iPhuck 10 — это ода технологической эре и тревожное пророчество о будущем авторства и творчества.


Роман iPhuck 10, за который Виктор Пелевин получил премию Андрея Белого, переносит нас в будущее, где искусственный интеллект плотно интегрирован в повседневную жизнь. Полицейский алгоритм Порфирий Петрович расследует преступления и на их основе пишет детективные романы, наполняя казну Полицейского управления доходами от продаж. Но однажды его сдают в аренду частному клиенту — загадочной искусствоведке Марухе Чо, влиятельному куратору на рынке искусства. Она нанимает Порфирия для расследования тайных операций. Порфирий начинает работать с привычной скрупулезностью, но вскоре осознает: Мара от него что-то скрывает.


Кому подойдёт: любителям провокаций; тем, кто надеется, что Пелевин из 90-х вернётся к нам
Кому не подойдёт: тем, кто отрицает нейросети и боится, что они заменят людей
 

Вставьте изображения... (на данный момент работает только в материалах блога)

Фото: Издательство «Эксмо» / eksmo.ru

Похожие темы

Рекомендованные материалы

06 февраля 2024

Как жили Пушкин, Достоевский, Бродский, Ахматова: литературные музеи Петербурга

2502
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+