Экспозиция «Русская традиция» открылась в правом крыле корпуса Бенуа ещё перед Новым годом — музей рассчитывал сделать проект праздничным. Разделы выставки посвящены тому, важность чего обостряется в рождественские дни: семья и близкие, домашний уют, хлебосольство и гуляния.
По «сборке» проект напоминает предыдущие экспозиционные удачи Русского музея — «Жизнь замечательных собак» и «Русский исторический портрет». Там кураторы тоже объединяли разные предметы по тематическому признаку.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Вместе с этим чувствуется, что «Русская традиция» — попытка нащупать опору национальной идентичности и показать, что делает нашу культуру самобытной. Такие вопросы всегда обостряются в кризисные периоды, поэтому ясно, почему проект появился именно сейчас.
Но интереснее и важнее то, через какие предметы на выставке говорят о народных традициях. Для Русского музея экспозиция стала поводом показать костюмы, мебель, игрушки, посуду, деревянные инструменты и прочие артефакты, которые скорее ожидаешь увидеть в Этнографическом музее.
Как устроена выставка «Русская традиция»
Русский музей фокусируется на культуре центрального и частично северо-западного регионов нашей страны. Экспонаты группируются по разделам: семья, русское гостеприимство, праздники, дом. Завершающие залы посвящены отдельным ремёслам — там выставляются костюмы, кружева, редкие образцы крестецкой строчки, а также игрушки.
Картины тоже представлены. Они направляют логику развития экспозиции и показывают, как разные мастера работали с «народной» темой. В некоторых залах кураторы обращают внимание зрителя на рифмы между этнографическими предметами и живописью.
В оформлении доминирует красный цвет. Он на Руси традиционно ассоциировался с самым главным и даже сакральным — в красном углу дома стояли иконы, а политическим центром была Красная площадь в Москве. Красными традиционно были и элементы праздничной одежды, поскольку цвет связывали с жизнью и красотой.
На традиции намекает и форма некоторых выставочных стендов. Скруглённые углы напоминают закомары — архитектурные элементы на внешней стене храмов.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Малявин, Кустодиев, Маковский, традиционные костюмы, самовары и наличники: на какие экспонаты стоит обратить внимание на выставке
Первый раздел «Русской традиции» посвящён семье. Его открывает картина «Русская девушка» Карла Венига. Работа создана в 1889 году — в это время многие художники интересовались историей Московского царства. Преимущество Венига было в том, что он руководил костюмным классом в Императорской Академии художеств, а потому изобразил наряд боярышни с большим вниманием к деталям. Его «Русская девушка» выставлялась в Академии художеств и была очень популярна среди зрителей. Костюм модели сохранился и находится сейчас в собрании Эрмитажа. В корпусе Бенуа рядом с картиной Венига представлен очень похожий праздничный наряд с кокошником и душегрейкой.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
В свадебном приданом обязательно были тканые и вышитые полотенца и столешники (скатерти). Текстиль хранили в деревянных сундуках: первый появлялся у девочки уже в три года, а дальше их становилось только больше. В корпусе Бенуа выставляются сундуки, сделанные в Вологодской губернии. Рядом показывают нарядные праздничные костюмы, выполненные в Нижнем Новгороде.
Есть в зале и экспонаты, связанные с обрядом венчания. Например, два венца: с изображением Богородицы — для невесты, с ликом Христа — для жениха. В соседней витрине можно увидеть деревянный иконостас и фелонь — богослужебное облачение православного священника.
Религиозную тему поддерживает большой деревянный конструктор, изображающий Троице-Сергиеву лавру. К нему юный владелец получал схему, по которой должен был собрать, а затем раскрасить макет монастыря.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Увидеть можно и другие интересные игрушки. Например, набор кукол для игры в свадьбу — современная реплика по оригиналу 1920-х годов. Или деревянный щелкунчик: правда, он совсем не похож на привычного солдатика, который стал модным в России после премьеры балета Петра Чайковского.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Здесь же показаны бирюльки — миниатюрные предметы, которые, согласно правилам игры, нужно доставать специальной палочкой. Рядом выставляется трогательное полотно «Жница» Константина Маковского.
Один из шедевров раздела — «Семья купца в XVII веке» Андрея Рябушкина. Это обобщённый образ патриархальной русской семьи, написанный с иронией. Понятно, что картина — лишь реконструкторская фантазия художника, но с достоверными элементами. Например, на голове супруги купца надета кика — традиционный головной убор замужних женщин, символизирующий плодородие.
Вторая часть экспозиции рассказывает о гостеприимстве. Доминанта зала — «Поцелуйный обряд» Константина Маковского. Сюжет исторической картины связан с романом «Князь Серебряный» Алексея Толстого: старый боярин с ревностью наблюдает, не выдаст ли молодая хозяйка истинных чувств, которые испытывает к гостю.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Поцелуйный обряд — действительно существовавший ритуал чествования гостей. После застолья к ним выходила жена или дочь хозяина дома в лучших одеждах и с сопровождением из нескольких женщин. Госпожа приносила вино, сама делала первый глоток, а затем передавала кубок гостю. Если почётных визитёров было несколько, женщина каждому приносила новый сосуд с вином и делала это в разных нарядах. После чего она вставала и, смутившись, ждала ответных поцелуев.
В этом же пространстве можно увидеть знаменитые картины «Купчиха за чаем» и «Московский трактир» Бориса Кустодиева. В витринах выставляются самовары: небольшой походный и «самовар-кухня», в котором было три отделения — в одном можно было готовить щи, в другом кашу, а в третьем подогревать воду для чая.
Привлекает внимание жостовский поднос и необычная посуда: например, икорница в форме омара.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Третья комната посвящена праздничной стихии. Тон экспозиции вновь задаёт монументальное полотно Маковского, на этот раз — «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». К моменту создания картины художник уже был любимцем публики, а само произведение принесло ему звание профессора в Академии художеств. «Народное гулянье…» высоко ценил критик Владимир Стасов, особо отметивший, как хороши у Маковского различные городские типы — от мальчишек в оборванной одежде до купчих и франтов.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Той же теме посвящена «Масленица» Кустодиева, созданная в неспокойном 1916 году. В отличие от Маковского, участник «Мира искусства» уходит от конкретики: конные упряжки разъезжают по сугробам на фоне не существовавшей панорамы, которая объединила узнаваемые черты старинных русских городов. Похожим образом выстроен кустодиевский картон «Деревенский праздник» — разные типы жителей объединяются в общий орнамент, создающий приподнятое настроение.
Рядом зрителя вихрем закручивает «Пляшущая баба» Филиппа Малявина. С красками художника соперничают узоры на пышных нарядах, а в витринах можно увидеть украшения с золотным шитьём, шкатулки и пасхальные яйца с росписями.
Поскольку многие праздники в России приходятся на зиму, одним из экспонатов стали яркие сани чунки, кукморские валенки (похожие можно заметить на «Взятии снежного городка» Василия Сурикова), женский праздничный костюм, отделанный мехом, и тёмную шаль.
.jpg)
Фото: Александра Шишкина / Горбилет
В следующем зале зрителю рассказывают о доме. В экспликации сказано, что «для русского человека — это модель мира и центр жизни». Сптоит добавить, что дом ещё был малой церковью, поэтому к организации быта подходили с особым вниманием.
Типичный интерьер избы показан на полотне передвижника Иллариона Прянишникова. Общую монотонность дерева разбивает резной шкаф в углу. Похожий, но больше и богаче, демонстрируют зрителю наряду с другими деревянными предметами мебели.
В центр экспозиции кураторы поместили наличник — к слову, традиция украшать окна пришла в Россию из Италии. На ставнях изображены фараон и фараонка — славянские полулюди-полурыбы. Согласно легенде, эти существа произошли от египтян, утонувших в Чермном море во время Исхода Моисея и израильтян. Мифических существ часто изображали на наличниках в Нижегородской губернии.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Тема домашнего хозяйства раскрывается также через изображения животных: в витрине представлены игрушки с коровами, быками, баранами, козами и лошадьми. Также выставляются резные набойные доски, с помощью которых изготавливали ткани. Чтобы рисунок проявился, полотно опускали в чан с раствором синей краски. Часто на тканях изображали птиц, столовые приборы и двуглавых орлов с императорской короной.
Завораживают ручные деревянные прялки с природными орнаментами. Возле них можно увидеть красочные женские костюмы, полотенце с целой коллекцией узоров и скульптуру «Ткачиха у стана», созданную уже в советское время. Колорит поддерживают картины «Верка» Малявина и «Огородницы» Ивана Куликова.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
«Народная» мода: коллекции Вячеслава Зайцева на «Русской традиции»
Выставку завершают залы с вологодским и елецким кружевом. Различать ремёсла не очень сложно: в Вологде мастерицы плели более плотной нитью, тогда как творчество в Ельце отличалось тонкостью и ажурностью.
Многие узоры создавались достаточно поздно. Артефакт советского времени — кружево, изображающее неосуществлённый Дворец Советов со статуей Владимира Ленина на вершине.
Интересны также панно «Кармен», занавес «Дымковская игрушка», работы с изображением избушки и Адмиралтейства.
В экспозицию вошли предметы одежды из кружева — от советской душегреи до современных ансамблей с косынкой, баской и платьем. Гармонируют с ними белоснежные наряды с орнаментами по мотивам гжельской росписи, показанные рядом с керамической посудой-референсом.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Кружева и другие народные традиции использовал модельер Вячеслав Зайцев, родившийся в Иваново. Например, мотивы ивановских ситцев нашли отражение в его ранней «Русской серии». Некоторые работы Зайцева теперь хранятся в Эрмитаже. Из него в Русский музей для выставки передали платье с кружевом и цветным стеклом из коллекции «Тайны гармонии» и модель «Ностальгия» из павлопосадских платков.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
На соседних манекенах выставляются мужской и женский костюмы, созданные современными дизайнерами. Работы художников нашего времени можно заметить и в других разделах. Например, в самом первом зале — шкатулка «Сказание о Петре и Февронии», выполненная Борисом Новосёловым в 2000 году.
Привлекая предметы последних лет, кураторы дают понять, что интерес к народным ремёслам, сказаниям и традициям не пропал, даже несмотря на встряску советским строем, а затем и открывшимися благами капитализма. Остаётся надеяться, что этот путь ведёт не к самоповторам, а к открытию новых смыслов в уже известном.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет
Как работает выставка «Русская традиция»
Экспозиция открыта в корпусе Бенуа до 9 марта. Попасть на неё можно каждый день, кроме вторника, когда в музее выходной. Выставка работает с 10:00 до 20:00, и на час дольше, до 21:00, по пятницам и субботам.
Билет стоит 600 ₽ — для взрослых, 450 ₽ — для пенсионеров, студентов и школьников старше 14 лет, 350 ₽ — для детей от 7 до 14 лет.
Также «Русскую традицию» можно посетить с экскурсией, это стоит 1200 ₽ для всех категорий посетителей. Входной билет уже включён в цену, покупать его дополнительно не нужно. По будням туры проводят в 13:00 и 16:00, по выходным — каждый час с 12:00 до 16:00.
Напомним, в левом крыле корпуса Бенуа ещё открыта экспозиция «Архип Куинджи. Иллюзия света». Увидеть произведения мастера можно до 30 марта 2026 года.
Другие выставки в Петербурге:
«Все Бенуа — Всё Бенуа»: в «Манеже» сочинили монументальную семейную сагу
Человек всех чудеснее: в Эрмитаже открывается выставка «Искусство портрета. Личность и эпоха»
И время застыло: обзор на выставку «Пропавшие в кинохронике»
У «Горбилет-блога» есть полезная email-рассылка. Подпишитесь на неё внизу этой страницы и получите подарок.
