Главная
Искусство
Индустриальные сказки Хозяйки Медной горы: выставка современного искусства Екатеринбурга и Урала в музее Фаберже
Александра Шишкина | 22 февраля 2025

Индустриальные сказки Хозяйки Медной горы: выставка современного искусства Екатеринбурга и Урала в музее Фаберже

Больше сотни картин из Екатеринбурга, Ирбита и Нижнего Тагила привезли на набережную Фонтанки, в выставочные залы музея Фаберже. До 16 марта здесь работает экспозиция «Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона». Рассказываем, зачем сюда идти и что смотреть.
176
0.0
0
Выставка «Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в музее Фаберже
Фото: Александра Шишкина / Горбилет

Пока Пётр I строил Петербург, Василий Татищев по его приказу основывал на берегу Исети металлургический завод, чтобы производить из высококачественной уральской руды железо, чугун и медь.

С тех пор промышленный Урал питал экономику всей страны, но о творчестве речи, как будто, не шло. Художников считали мастерами декоративно-прикладного искусства, не больше. Только на рубеже 19–20 веков в Екатеринбурге задумались о создании общедоступной коллекции живописи, стали устраивать выставки местных мастеров, а позднее основали художественно-промышленную школу, в которой учились, например, скульптор Иван Шадр и живописец Иван Слюсарев.

После революции 1917 года уральское искусство окончательно влилось в общие для страны тенденции: прошло через авангард, соцреализм, военные агитплакаты, задышало оттепельным воздухом и устремилось в индивидуализм, нонконформизм, абстракционизм и концептуализм. Сегодня регион — один из центров современного искусства в России. Основанная в 2010 году Уральская индустриальная биеннале показала, что провинция умеет быть модной, дерзкой и легко даёт фору обеим столицам. 

«Уральский характер, упрямый и своевольный, дал начало и самобытному искусству, яркому и энергичному», — говорит основатель музея Фаберже Виктор Вексельберг. Художники Каменного пояса первыми представляют здесь проект «Открытый мир». Когда завершится текущая выставка, кураторы привезут в Петербург лучшее искусство ещё 20 российских регионов, а после, возможно, покажут хайлайты на общей экспозиции.



Проект «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» занимает два этажа выставочного пространства. Намечается хронологическое и тематическое деление, хотя жёсткой структуры нет, и зритель может выбрать любую логику для знакомства с экспозицией. В залах представлены как минимум четыре поколения художников, среди которых Миша Брусиловский, Эрнст Неизвестный, Сергей Брюханов, Красил Макар, Анатолий Михуля-Морозов, Владимир Наседкин, Евгений Седухин, Александр Свинкин, Игорь Роговский, Олег Еловой, Николай Федореев, Вениамин Степанов, Геннадий Мосин, Герман Метелёв, Елена Треуголка, арт-группа «Осип Тофф» и другие.

Открывает выставку «Ирбитская ярмарка» Владимира Аникина: реконструкция исторической среды, написанная будто кустодиевскими красками. О былом говорят и первые русские святые Борис и Глеб в работе скульптора Петра Болюха. К традициям умельцев «Уральских сказов» отсылают камнерезные работы Ивана Голубева, Григория Пономарёва и Владислава Ожегова — врубелевский «Демон», «Сирень», похожая на гроздья винограда, «Олень» с рогами «Звёздной ночи» Ван Гога, «Старик с филином». Полемизирует с традицией «Кентавр» Эрнста Неизвестного — любимый образ мастера представляет метафору современной цивилизации, синтез прошлого, настоящего и будущего.



Тут же зрителю показывают, какая среда питала эти краски. Природа в пейзажах правдива и по-своему живописна: каменные и горные ландшафты «с характером» не уступают элегичным красотам менее брутальных регионов. 

Полотно «На Чусовой» классика уральского искусства Геннадия Мосина показывает местность возле «деревни художников» Волыны — Мосин переехал сюда в 1972 году, за ним потянулись Герман Метелёв, Виталий Волович, Миша Брусиловский, Алексей Казанцев и другие. Крохотная деревня на 30 домов оказалась райским краем художественной свободы. 



Природа восходит из локального к эпическому измерению на пейзаже «Урал приполярный» Николая Чеснокова. Суровые горы напоминают рериховские Гималаи, только люди приезжают сюда не за просветлением в ожидании Майтреи, а ради тяжёлого труда. 




Нижнетагильский художник Евгений Седухин в произведении «Рабочий посёлок» доказывает, что скромный производственный быт городка у железной дороги может быть вполне красочным и уютным. В его же «Симфонии шестой домны» скелет металлургического завода превращается практически в оперную декорацию в конструктивистской манере. Гигантские трубы освещают лучи солнца, которые почти можно пощупать. К слову, футуристичная домна №6 Нижнетагильского металлургического комбината, рассчитанная на выплавку 2 миллионов тонн чугуна в год, показывалась и на произведениях других художников, восхищавшихся её могучей красотой.


(1) Евгений Седухин. Симфония шестой домны, 1979 год. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. (2) Тимофей Коваленко. Человек и металл, 1967 год. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Эстетика производства воплощена в серии картин «Google. Планета Земля. Екатеринбург. Уралмаш» минималиста Владимира Наседкина, которые создавались для Уральской биеннале. Разноцветные фигуры складываются в аккуратные геометричные узоры-чертежи, делая индустриальное декоративным. Похожий взгляд «со спутника» даёт Герман Метелёв в оптимистичном диптихе «Новая взлетно-посадочная полоса», где завитки облаков перемешиваются с клубами пара от производств. 



«Минералогические» пейзажи создаёт Геннадий Горелов. В его триптихе «Легенда об Урале» регион поднимается из-под земной коры, восстаёт кристаллами, гремит гладким железом, дышит паром и устремляется в небеса — фантастическую утопию. Образы дополняют каменные рамы картин.



Во многих произведениях, представленных на выставке, отразились потрясения 20 века. Работа «Урал. 1942 год» Миши Брусиловского показывает несгибаемых женщин, которым в годы войны пришлось забыть о хрупкости и красоте, заменить на заводах мужчин, чтобы удержать производство. Фигуры героинь напоминают античный барельеф, лики женщин можно было бы выгравировать на медалях за героизм.

Иное лицо изображает Брусиловский в картине-высказывании о фашизме «Генерал». Из яйца выходит монстр с кривыми острыми зубами, в тевтонской каске, мундире и уже с орденами. Ряды яиц уходят в бесконечность за горизонт: из них могут вылупиться ещё десятки диктаторов.



Весь страшный 20 век умещается в полотне «Апокалипсис» Эрнста Неизевстного. Его предшественники (например, старые мастера) изображали конец света как то, чему только предстоит произойти, но свердловский художник ощущал конец времён уже здесь и сейчас. Полотно составлено из множества портретов современников: легко узнать портреты Марины Цветаевой, Альберта Эйнштейна, Джона Кеннеди, Никиты Хрущёва. Цвета искажены, тела искалечены, мускулы вынуты наружу, кругом капает кровь. Демоны вырвались наружу: это репрессии, войны, убийства и ядерное оружие.



Об угрозах говорит и полотно Вениамина Степанова «Человек с газетой». Созданная в середине 1970-х картина отражает жуткие события, выпавшие на это десятилетие. Кровавые строки на полосах не предвещают ничего хорошо, тем более что на одной из них изображено облако ядерного взрыва.

Остросоциальной критикой, только уже постсоветского общества, занимается один из лидеров свердловского неофициального искусства Николай Федореев. Он работал в условиях тотального дефицита и творил из того, что было. Например ассамбляж «Артефакт» демонстрирует ваучер в 10000 рублей и рыболовный крючок. Понятную метафору окружает вырвиглазный оранжевый фон, подчёркивающий токсичность эпохи. Его же «Вертикаль власти» — соц-арт мавзолей или непостроенный Дворец Советов — намёк на Вавилонскую башню, которая обречена рухнуть.



С рембрандтовскими мотивами заигрывает 
«Даная» Андрея Антонова, его же скульптуры «Мечтатель» и «Самоощущение» — «пластические метафоры», которые передают, с одной стороны, чувство покоя, с другой — острое самоистязание.



Мечтатель лежит и на пейзаже Олега Елового, сделавшего много для развития актуального искусства на Урале. Локальные цвета, наивность и неопримитивизм сформировали его фирменный почерк, который сам художник называл «простой живописью». Подобные простодушные работы создавали Евгений Малахин (Б. У. Кашкин) и сформировавшееся вокруг него неформальное общество «Картинник». Художники создавали жизнерадостные «народные» произведения (часто анонимно) с несколько схематичными образами, наследовавшими лубочным картинкам.



Ставку на анонимность и народность делает современный художник, работающий под псевдонимом Красил Макар. В своих произведениях он переосмысляет традиционные росписи, сочетает и переставляет их узнаваемые элементы — 
«ягодку», «листочек», «приписку». 



Мотивы иконописи использует Александр Лысяков, а героев берёт будто из сказок — на его картинах появляются телёнок, козлёнок, петух. Несколько наивные, условные полотна насыщенны традиционной христианской символикой: агнец, например, всегда трактовался как олицетворение Христа.

Взаимоотношения человека с окружающим миром и обществом показывает Сергей Лаушкин: люди у него срастаются со ступенями, принимают их форму, то есть подчиняются установкам, которые диктуются извне. У Игоря Пестова нагромождения рыбок в 
«Ассортименте» указывают на отношения зависимости и комментируют проблему избыточного потребления. Его же картины «В коробке» и «Ветер перемен» сравнивают с барочными натюрмортами, поскольку предметы на них становятся символами человеческих пороков.



Наоборот, символику и иносказания в живописи избегает Владимир Наседкин. На выставке представлены его «Кресло» и «Обнажённая» — обе воплощают мысль художника о том, что «живописную ценность произведения определяет сочетание форм, красок, линий».



Достойны внимания на выставке и литография Алексея Казанцева «У проходной завода» с трубами-змеями, графические работы Виталия Воловича, Ольги Житеневой и Владимира Зуева, ритмичные абстракции Сергея Брюханова, футуристические геометрии Алексея Константинова, монохромные произведения Анатолия Михуля-Морозова, отсылающие к работам мастеров северного возрождения, критикующие массовую культуру произведения дуэта Осип Тофф, гротескные и мрачные картины Александра Свинкина, деревянная скульптура Игоря Роговского и Юрия Крылова, ассамбляжи «Менталитет» Игоря Шурова и произведения Кирилла Бородина, который играет с образами китчевых пластиковых игрушек.


 

Расписание работы выставки и стоимость билетов


Экспозиция открыта ежедневно с 10:00 до 21:00 в музее Фаберже по адресу набережная реки Фонтанки, 21.

Билет для взрослых стоит 500 ₽, для пенсионеров, школьников, учащихся, студентов дневных отделений и других льготников — 250 ₽. Экскурсия по выставке стоит 1500 ₽ и 900 ₽ соответственно, сеансы проводятся по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и воскресеньям в 18:30 (расписание уточняйте на сайте музея).

Фото: Александра Шишкина / Горбилет

Похожие темы

Рекомендованные материалы

23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

12340
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМеста СПбМеста МСКТеатр и киноМузыкаИскусствоДетиСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+