Кажется, что выставка о собаках — гарантированный вариант привлечь массового зрителя. Так ли это на самом деле, ещё предстоить выяснить. А пока о роли четвероногих в быту и искусстве расскажут свыше 450 (!) арт-объектов от петровской эпохи до наших дней. Среди них — графика, фарфоровые фигурки, живопись, фотографии, видеоинсталляции, декоративно-прикладное искусство и даже премия журнала Собака.ru.
Яркая поляна
«Жизнь замечательных собак» раскрашена в яркие оттенки: парадную лестницу украшают разноцветные подвески с мордочками и лапами животных, а на втором этаже даже постелили искусственный газон. Перекликаются с ними некоторые выставочные стенды, окрашенные в лиловый, синий, салатовый.
Самая милая и полезная деталь экспозиции — маленькие медальоны, на которых указаны породы собак. Они расположены около многих работ, так что долго гадать, кто же изображён на картине не придётся.
_Z0dsYDI.jpg)


Фото: Мария Десяткова / Горбилет
Дворянский атрибут, детские забавы и охота
Выставка начинается на втором этаже с портретной галереи собак: кураторы предлагают заглянуть им в глаза. Статный репинский пёс по кличке Пегас смотрит на собаку Ласку, охранявшую семью Петрова-Водкина. Слегка робко, будто выпрашивая вкусняшки, поглядывает французский бульдог Амели.
Впервые собака появилась в русской портретной живописи в XVII веке. Её изобразили вместе с Марфой Апраксиной — женой царя Федора Алексеевича. Позже, чтобы научиться лучше передавать повадки животных, в Академии художеств даже ввели класс «живописи зверей и птиц». Его возглавил признанный русский анималист Иоганн Грот.
.jpg)
.jpg)
Фото: Мария Десяткова / Горбилет
На правление Екатерины II пришёлся настоящий собачий бум. Сама императрица была поклонницей левреток. Самца этой породы ей подарил английский врач Димсдейл. Пёс по кличке Том Андерсон прожил 16 лет и оставил большое потомство, в том числе левретку Земиру. Именно с ней Екатерина II часто гуляла по Царскосельскому парку. Один из таких променадов запечатлел художник Владимир Боровиковский в 1794 году. В его исполнении императрица — приятная пожилая дама без каких-либо парадных атрибутов, зато с элегантной левреткой.
На выставке эту лёгкость и изящность подчёркивают инсталляции Татьяны Парфёновой. Шесть полупрозрачных платьев с вышивками грациозных собак и растительных орнаментов созданы специально для проекта.


Фото: Мария Десяткова / Горбилет
От дворянских особ предлагаем перейти к трогательным детскими портретам XVIII-XIX веков. Кажется, что собаки на них лишь дополнительный элемент композиции. Но всё же некоторым живописцам удалось отразить глубокую связь между ребёнком и животным. Только посмотрите, с какой нежностью девочка прижимает к груди болонку на полотне 1791 года.
С таким же трепетом хочется взять в руки фарфоровые статуэтки спаниеля, терьера, лайки, левретки в следующем зале. Конечно, делать этого нельзя, все они спрятаны под стеклом. Зато детское озорство можно выпустить наружу в цветочной оранжерее и найти спрятанные там фигуры собак.

.jpg)

.jpg)
Фото: Мария Десяткова / Горбилет
После изучаем жизнь «В присутствии собак». Этот раздел призван зафиксировать, что животные прочно вошли в русское искусство 19 века: это и анекдотический «Завтрак аристократа» Павла Федотова, где изображён модный пудель, и собака-компаньон князя Александра Александровича на картине Дмитрия Поленова.
Отдельно рассказывается о собаках на охоте. Этому сюжету посвящены несколько залов с картинами Петра Соколова, Рудольфа Френца, Иллариона Прянишникова, Василия Перова. После разборок, кто был заядлым охотником, и как проходил поиск дичи, вас ждут чудесные портреты первой половины 20 века. Валентину Серову удалось передать всепоглощающую любовь к бульдогам у князя Феликса Юсупова, а Борису Кустодиеву поиронизировать над Фёдором Шаляпиным, поставив рядом с его величественной фигурой миниатюрного пёсика Ройку.



.jpg)
Фото: Мария Десяткова / Горбилет
Концепция превыше всего
Если на втором этаже современные авторы представлены точечно, то третий оказывается полностью в их распоряжении. Об этом сходу заявляет инсталляция Watchdog Андрея Люблинского. Вместо милой мордочки у собаки — камера видеонаблюдения («большой брат» следит за тобой!).
Продолжают разговор о суровых современных реалиях металлические скульптуры Константина Беньковича. Своими арматурными прутьями художник окончательно разрушает образ невесомых собак Джеффа Кунса и создаёт некий протестный контекст, в котором решётка — символ несвободы. Но тревожные мысли быстро отступают, ведь на экране в следующем зале появляются трогательные анимационные истории о животных.
Дальше и вовсе возникает огромная надувная собака Ивана Горшкова, а гончие псы Софьи Азарки уносят в звёздное небо. К земным делам вернут спаниель Данила Дэге, играющий с мячиком, а также четвероногие друзья Максима Има, Турбена, Владимира Net.



.jpg)

Фото: Мария Десяткова / Горбилет
Постепенно подкрадывается меланхолия героини короткометражного фильма «Перебои сердца». Его автор — художница Ольга Чернышева переосмысляет картину «Анкор, ещё анкор!» Павла Федотова. В её полумраке больше жизни, чем на классическом полотне: на первом плане резвится пудель, на которого периодически отвлекается хозяйка, а на заднем медитативно барахлит телевизор.
Завершается экспозиция любопытным советским искусством, где собаки были и пионерами, и космонавтами, и полярниками. На его фоне особенно пугающе выглядят работы Ольги Флоренской. То чучело собаки Лайки выглядывает из космического летательного аппарата, то деревянная собака Павлова напоминает о мучительных экспериментах над животными.


Фото: Мария Десяткова / Горбилет
Режим работы выставки «Жизнь замечательных собак»
Экспозиция в Мраморном дворце открыта до 10 ноября. Для взрослых стоимость билетов составляет 800 ₽, для детей от 7 до 14 лет — 300 ₽. Также предусмотрены льготы.