Открыть пассаж придумал богатейший казанский купец Александр Александров. В 1880 году он пригласил петербургского архитектора Генриха Руша, чтобы тот руководил строительством торговых рядов. Работы обернулись в колоссальную по тем временам сумму — 800 тысяч рублей.
После смерти Александрова пассаж отошёл его сестре Ольге. Женщина передала здание Казани: рассчитывала, что в нём откроют музей. Но даже городу не хватило средств, чтобы содержать торговые ряды. Власти решили сдавать его в аренду частным лицам. Помещения занимали склады, конторы, магазины и мастерские, и даже типография.
В начале ХХ века в пассаже работал электротеатр «Пассаж», обустроенный особенно роскошно: современный гипсовый экран, фонтаны, гроты, барельефы и собственный симфонический оркестр на каждом сеансе. После него гости могли поужинать в ресторане «Пале де КристалЪ».
Фото: Albert Sukhanov / unsplash.com
При советской власти пассаж недолго продолжали арендовать торговцы и ремесленники, часть помещений отдали под коммунальные квартиры. Поскольку зданием особо не занимались, скоро на его стенах появились трещины.
С 1930-го по 1970-й в Александровском пассаже работал кинотеатр «Пионер», а в военные годы богато украшенные галереи стали приютом для тех, кто остался без дома.
Подвалы пассажа регулярно затапливало с 1950-х годов, пока здание не обрушилось в конце 1977-го. Целый блок ушёл под землю, в стене появилась дыра, довершил всё разрушительный пожар.
Сегодня Александровский пассаж привели в порядок: заделали место обрушения, очистили от мусора, восстановили фасад. Интерьеры всё ещё разрушены — вместо стекла крыша внутреннего двора заделана деревянными досками, оконные стёкла побиты, штукатурка отваливается. Из-за этого зайти внутрь нельзя. Но мы расскажем, как там всё выглядит.
Скульптуры, лепнины и зеркала: архитектура Александровского пассажа
Когда пассаж только построили, многие жители Казани приходили восхититься его красотой и техническим совершенством: стеклянным покрытием внутреннего двора, воздушным отоплением и лифтом, электрическим освещением.
Эклектичный облик, в котором сочетаются элементы ренессанса, барокко и классицизма, придумали молодые архитекторы Владимир Суслов и Николай Поздеев. Неизбежно бросаются в глаза башенные часы работы Йохана Войле. Услышать их бой не получится — остановившийся в другой эпохе механизм до сих пор не могут запустить. По легенде они перестали идти после смерти купца Александрова.
Изнутри стены пассажа выкрашены в нежно-розовый и голубой. Их украшают полуколонны, кариатиды, растительные орнаменты, фигуры русалок. В больших арочных проёмах когда-то помещались остеклённые двери с деревянной резьбой. Украшением внутреннего двора был изящный фонтан и бронзовая скульптура-светильник матери и ребёнка, подписанная «Шопен». Местные долго шутили, будто это сам композитор в детстве. На самом же деле «Шопен» — название фирмы, которая выполнила скульптуру.
Ещё в нишах в центральном пространстве двора стояли белокаменные скульптуры-аллегории, которые олицетворяли четыре времени года. А между колоннами — рыцарь в доспехах. Вверху, почти под потолком, — лепнины в виде оленей. Кроме того, сохранились чугунные лестницы, украшенные двуглавыми орлами.
Адрес: Кремлёвская, 17/22