История создания галереи
История галереи начинается в 1856 году. Согласно документам, именно тогда П. М. Третьяков приобрёл две работы русских художников: «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова и «Искушение» Н. Г. Шильдера. За десять лет меценат пополнил свою коллекцию произведениями И. И. Шишкина, М. П. Клодта, В. Г. Перова, Л. Ф. Лагорио.
Коллекция Третьякови впервые стала доступна широкой публике в 1867 году, когда купец открыл «Московскую городскую галерею Павла и Сергея Третьяковых» в своём особняке в Лаврушинском переулке. Со временем домашнее хранилище уже перестало вмещать приобретённые работы. Тогда к усадьбе начали пристраивать дополнительные помещения.
В 1892 году Третьяков передал галерею в дар Москве, а уже после его смерти, через 6 лет, музеем стал управлять Совет попечителей. На одном из заседаний члены совета решили изменить фасад здания. Проект помогал разрабатывать художник В. М. Васнецов. Привычный белокаменная часть в русском стиле появилась уже в 1904 году. В последующие десятилетия к основному корпусу также достраиваились дополнительные здания.
После революции 1917 года музей был национализирован. Тогда же появилось название Государственная Третьяковская галерея. Во время Великой Отечественной войны экспонаты перевезли в Новосибирск и Пермь. По окончании боевых действий залы отреставрировали, а работы вернули на прежние места. На май 1956 года коллекция музея включала более 35 тысяч экспонатов.
Что посмотреть в Третьяковской галерее в наши дни
Сейчас галерея насчитывает множество филиалов, которые расположены в разных районах Москвы. Коллекцию искусства до начала XX можно увидеть в основном здании по адресу Лаврушинский переулок, 10. Недалеко от него находится Инженерный корпус, где проходят временные выставки, кинопоказы, научные симпозиумы, дискуссии. Чтобы познакомиться с работами художников ХХ–ХХI веков, придётся отправиться на Крымский Вал, 10.
При планировании похода в музей сложно определиться, какие шедевры достойны внимания в первую очередь, особенно если время ограничено. Советуем начать погружение в мир искусства с исторического здания Третьяковки. Здесь вы познакомитесь с художественной культурой различных периодов — от Крещения Руси до Революции.
Коллекция располагается на двух этажах. Рассказываем о нескольких ярких полотнах, которые можно там встретить:
«Явление Христа народу», А. Иванов (зал № 10). Работа поражает своим масштабом. Её размер составляет 540 на 750 см. В основе произведения — библейский сюжет из первой главы Евангелия от Иоанна. Около 20 лет Александр Иванов ездил по Италии и искал идеальные образы для своей картины.
«Грачи прилетели», А. Саврасов (зал № 18). Одно из самых известных произведений русского живописца, повлиявшее на становление пейзажной школы в России. Эскизы к картине Саврасов сделал во время поездки в Костромскую губернию.
«Неизвестная», И. Крамской (зал № 20). Часто картину ошибочно называют «Незнакомкой» по аналогии с одноимённым стихотворением А. Блока. Личность роскошно одетой девушки неизвестна. Кто-то считает, что это крестьянка Матрёна Саввишна, некоторые узнают в таинственном образе дочь художника Софию.
«Утро в сосновом лесу», И. Шишкин (зал № 25). Ещё одно полотно, название которого многим запомнилось неправильно. Шедевр русской пейзажной школы принадлежит кисти сразу двух художников. Лес был написан И. Шишкиным, а фигуры медвежат К. Савицким. Впоследствии П. Третьяков стёр подпись второго живописца, оставив лишь имя гения пейзажей.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин (зал № 31). К созданию жуткой картины художника подтолкнуло убийство Александра II. Из-за обилия красных оттенков на полотне создаётся ощущение, что кровь повсюду. Произведение не раз вызывало бурю негативных эмоций и даже повидало несколько покушений. Первое произошло ещё при жизни художника — в 1913 году, последнее случилось пять лет назад.
«Демон сидящий», М. Врубель (зал № 32). Сюжет полотна вдохновлён поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон». Печальный образ юноши символизирует силу человеческого духа и внутреннюю борьбу. Плоские мазки, сделанные мастихином, в привычной живописной манере Врубеля, создают эффект переливающегося на свету витража.
«Девочка с персиками», В. Серов (зал № 40). На картине изображена дочь С. Мамонтова — Вера. Серову удалось запечатлеть жизнерадостный и озорной дух девочки. По сравнению с фоном комнаты сама героиня написана светлыми тонами, что подчёркивает её чистоту и нежность.
Фото: shutterstock.com, ru.wikipedia.org
Горбилет | 28 июля 2023
Третьяковская галерея: что посмотреть в первую очередь
Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев России, где представлено более 200 тысяч шедевров изобразительного искусства. Рассказываем об истории создания огромной коллекции и её главных экспонатах.
21161
0.0
0
Фото: shutterstock.com
Похожие темы