Третий творец
Константин Станиславский называл зрителя «третьим творцом спектакля». Публика влияет на действие спектакля аплодисментами или сосредоточенным ожиданием следующего поворота сюжета. Чувствуя публику, актёр может продлить паузу или изменить интонации, темп речи. По реакции зала театр решает, включить ли спектакль в репертуар или его снять навсегда. Так, в 2013 году в Петербурге запретили показ скандальной постановки Дмитрия Волкострелова «Любовная история». Дело в том, что режиссёр намеренно решил повторять последний эпизод, пока из зала не уйдут все зрители.
Активное участие
Сейчас этические нормы определяют, как нужно вести себя в театре. Но режиссёрский театр побуждает посетителей к активным действиям и создает сопереживание публики ощутимым. Актёры радуются сотворчеству, а зрители — тому, что приобщились к истории.
Экспериментировать со зрительным залом любит Роман Виктюк. В «Заводном апельсине» он вводит провокационную мизансцену. Трое актеров выходят на авансцену и выдерживают паузу в течение 7 минут. Проходит вечность. В это время кто-то навсегда прощается с виктюковским театром, кто-то начинает свистеть, кто-то выкрикивает оскорбления, кто-то требует продолжения, в конце концов, в зале раздается смех и аплодисменты. Тогда герой Пит подходит к микрофону и обращается к кому-нибудь из «особо отличившихся» посетителей.
Фото: shutterstock.com
В завершении постановки, Алекс, рассказывает, как трудно в этом мире быть одухотворенным, и говорит зрителям: «Когда вы в театре не можете спокойно посидеть десять минут!». Давая зрителю роль в спектакле, режиссер показывает, как агрессия появляется в обществе. Она присуща каждому из нас, но ею можно управлять, и в этом состоит главный замысел «Заводного апельсина».
Но был случай, когда провокация не удалась. Театралы отважно выдержали паузу. Тогда Пит только и смог сказать: «До безобразия интеллигентный зритель попался!». Алексу уже не в чем было упрекнуть публику, и его монолог никак не подействовал на совесть зрителей. Замысел лишился своей остроты, когда зритель не исполнил роли. Спектакль пострадал.
Актёры часто говорят, «плохой» или «хороший» зал, ведь от его характера зависит, насколько с ним просто вступить в диалог и создать атмосферу сотворчества. Артистам важно, как реагирует зритель, насколько он принимает условия игры и насколько он неравнодушен к постановке.
Зритель — ведущая сила и для актера, и для режиссера, и для всего театра в целом. Нет театра без зрителя.