Мариинский театр
К юбилею Римского-Корсакова театр организовал масштабный фестиваль с красочной программой. Кроме опер в Мариинке покажут балеты «Шопениана», «Шехеразада», «Жар-птица» Михаила Фокина и исполнят арии из «Кащея бессмертного», «Сервилии», «Ночи перед Рождеством» и других произведений на концерте.
«Садко»
«Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее», — заявил Николай II, когда вычёркивал «Садко» из репертуара Мариинского театра. Так и получилось, что премьера состоялась в частном театре мецената Саввы Мамонтова в 1897 году. Партии исполняли Фёдор Шаляпин и Надежда Забела-Врубель.
Время действия оперы «полусказочное-полуисторичекое». На берегу Ильмень-озера перед гусляром Садко появлется Волхова, дочь Морского царя. Они влюбляются и, чтобы остаться вместе, певец бросается на дно морское. Героев ждут весёлые пляски в подводном царстве.
Для современной постановки в Мариинке реконструировали роскошный спектакль начала ХХ века. Зрители увидят декорации, воссозданные по эскизам Константина Коровина.
Билеты: от 1200 ₽
Фото: Мариинский театр
«Снегурочка»
Римский-Корсаков считал «Снегурочку» своей лучшей оперой. Александр Островский, автор оригинального текста, тоже был в восторге: «Музыка к моей “Снегурочке” удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Действие самой поэтичной оперы Римского-Корсакова происходит в утопической стране берендеев. Холодная, чистая сердцем Снегурочка познаёт огонь любви. Её суженый Мизгирь просит благословения у царя Берендея, но не осознаёт, что так приносит свою возлюбленную в жертву Ярилу-Солнцу.
Современная «Снегурочка» в Мариинском театре превратилась из пантеистического мифа о космическом равновесии в «историю одинокой девушки-подростка, которая попала в отвратительный взрослый мир, населённый корыстолюбивыми лжецами». Постановка Анны Матисон — лауреат премии «Золотой софит». Опера адаптирована для семейного просмотра.
Билеты: от 1400 ₽
Фото: Мариинский театр
«Сказка о царе Салтане»
Ещё при жизни автора «Полёт шмеля» — фрагмент оперы — начали исполнять отдельно. Хорошая иллюстрация того, как зрители полюбили музыку Римского-Корсакова. Сама же постановка готовилась к столетию со дня рождения Пушкина. Либретто написал постоянный соавтор композитора Владимир Бельский, декорации придумал Михаил Врубель.
«Сказка о царе Салтане» осталась максимально близка пушкинскому оригиналу — в неё внесли лишь незначительные добавления: жену Салтана назвали Милитрисой, царство — Тмутараканью, а царевича Гвидона отправили править на чудесном острове Леденце.
Музыку к опере называют солнечной, доброй, беззаботной, естественной. На Мариинской сцене сказка идёт в постановке режиссёра детского музыкального театра «Зазеркалье» Александра Петрова. В красочной сценографии и костюмах угадываются мотивы и настроение книжных иллюстраций Ивана Билибина. Чистое удовольствие и детский восторг гарантированы.
Билеты: от 1200 ₽
Фото: Мариинский театр
Московский академический музыкальный театр
«Царская невеста»
Для «Царской невесты» Римский-Корсаков написал гениальную музыку и сам сочинил либретто. Он обратился к одноимённой драме Льва Мея, «Псковитянку» которого уже ставил в 1873-м. События «Царской невесты» происходят в Александровской слободе в 1572 году. В центре — любовный треугольник: боярин Грязной влюблён в Марфу, но она сосватана за Ивана Лыкова. Грязной пытается отбить девушку с помощью приворотного зелья, которое его любовница Любаша заменяет на яд.
Современную версию оперы поставил в МАМТе Дмитрий Белянушкин. Он перенёс действие в условный 2072 год. Получилась антиутопия, в которой в Россию вернулась монархия, возрождаются традиционная культура и царские порядки. «Эта история о людях, которые хотят жить надеждой на будущее счастье. В центре истории Грязной, который в погоне за личным счастьем разрушает всё вокруг и лишь в конце приходит к покаянию», — комментирует режиссёр.
Билеты: от 1000 ₽
Фото: Милана Романова / Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Большой театр
«Садко»
Оперу по мотивам новгородских преданий впервые показали на сцене Большого в 1906 году. В разное время партии исполняли лучшие голоса ХХ столетия: Георгий Нэлепп, Владимир Алтантов, Антонина Нежданова, Валерия Барсова, Елена Образцова, Александр Ведерников и другие.
Новую интерпретацию «Садко» создал многократный лауреат «Золотой маски», востребованный во всём мире оперный режиссёр Дмитрий Черняков. Он перенёс действие в современность. В поиске подлинных эмоций Садко отправляется в фантастическое путешествие. Оно оказывается всего лишь талантливой иллюзией, созданной персоналом парка развлечений.
Билеты: от 2000 ₽
Фото: Дамир Юсупов / Большой театр
«Сказка о царе Салтане»
Премьера «Сказки о царе Салтане» в Большом театре состоялась в 1913 году. Зрителей покорили изумительные декорации Константина Коровина и исполнительский состав — Григорий Пирогов, Леонида Балановская, Елена Степанова.
Постановка Александра Франдетти стала четвёртой на сцене театра. Режиссёр назвал её довольно традиционной, но отметил, что хотел сделать эдакого «Короля льва», интересного детям и взрослым. Главное достоинство — на сцене постоянно что-нибудь происходит. «Сказка о царе Салтане» легко удерживает внимание даже самых маленьких зрителей.
Фото: Дамир Юсупов / Большой театр
Путь Римского-Корсакова от путешественника до главного русского композитора
В детстве Николай Римский-Корсаков мечтал стать мореплавателем. Он родился 18 марта 1844 года в Тихвине. В мемуарах «Летопись моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков вспоминал, что ещё до двух лет научился различать мелодии, которые ему пела мать, а потом — бить в барабан в такт отцовской игре на фортепиано. В шесть лет мальчик уже играл сам, а в 11 — сочинил дуэт для голосов с аккомпанементом на слова из детской книжки и увертюру. Будущий композитор признавался, что в детстве мелодия почти никогда не делала на него «сильного впечатления», но «ради игры, ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».
Чтобы осуществить мечту о море, Римский-Корсаков поступил в Кадетский корпус в Петербурге, а в свободное время смотрел спектакли Мариинской оперы. Его любимым композитором был Михаил Глинка.
В 1860-е юноша попадает в «Могучую кучку», знакомится с Модестом Мусоргским и Александром Бородиным. Примерно в это же время он оканчивает Кадетский корпус и уплывает в кругосветное путешествие. Берега Великобритании, Испании и Норвегии не пленили Римского-Корсакова — ему хотелось вернуться в Россию, чтобы двигать вперёд отечественную музыку. «Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет!», — писал он матери.
Валентин Серов. Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. 1898 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи / commons.wikimedia.org
Дебютной оперой Римского-Корсакова была «Псковитянка», но работа над ней продолжалась 35 лет. Первую редакцию представили в 1873 году, окончательную — в 1895-м. Между ними были «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Садко», «Млада» — вся классика оперной сцены. А ещё композитор редактировал и дописывал оперы «Хованщина» Мусоргского и «Князь Игорь» Бородина после смерти их создателей. И всё это удавалось Римскому-Корсакову, «Римлянину», как его называл критик Стасов, без комплексного консерваторского образования.