«Весть» в Русском музее
до 2 декабря
В корпусе Бенуа развернулось масштабное (и первое в истории музееведения!) исследование отношений информации с искусством. Все экспонаты — от икон 16 века до ультрамодного медиаарта — становятся способом отрефлексировать, как мы передаём и получаем сообщения, и насколько достоверными они могут быть. Письма, звонки, сигналы бедствия, реклама, новости по телевизору и смс-ки в мессенджерах — всем «посредникам» человеческого общения и посвящена выставка.
Впечатляет, что кураторы решились поэкспериментировать и объединить совершенно, казалось бы, далёкие друг от друга произведения. В залах картины Айвазовского и Репина соседствуют с работами «Митьков», Покраса Лампаса, групп «ГрОМ» и Recycle и многих других современных художников. Диалоги контрастов помогают свежим взглядом всмотреться в хрестоматийные сюжеты.
Билеты: от 500 ₽
Илья Репин. Запорожцы. 1880—1891 год. Государственный Русский музей / rusmuseumvrm.ru
«Борис Рыжий. Последний классик» в «Севкабель Порту»
до 8 сентября
Пока считаем дни до премьеры фильма Семёна Серзина о Борисе Рыжем, самое время освежить в памяти этапы творческой биографии уральского поэта. Интерактивная выставка в пространстве «Студия 42» состоит из 10 разделов: от «Детства» до «Реквиема». Советуем обратить внимание на встречу с Евгением Алёхиным — исполнителем главной роли в новом байопике.
«Какие там судьба, эпоха, рок, я просто человек и одинок, насколько это вообще возможно». Борис Рыжий сочинил более 1300 стихотворений, в его биографии странно переплелись наука, большая литература и маргинальные рабочие кварталы Екатеринбурга. По мнению авторов проекта, поэт создал «новый уральский эпос», а позже стал классиком и замкнул вертикаль Пушкин–Лермонтов–Есенин–Высоцкий.
Вход свободный
«Контурные карты» в РОСФОТО
до 29 сентября
Выставка объединяет работы девяти молодых фотографов: каждый автор представлен серией снимков — «проектной фотографией» — отражающей социальные и культурные явления через художественные образы. География снимков включает Абхазию, Узбекистан, Сибирь, Урал, Северный Кавказ, Татарстан и другие регионы. Местами действия становятся крупные административные единицы, небольшие села, отдаленные забытые уголки.
Зелёные «оазисы», обшарпанные домики, сочетание суровости и щемящей нежности — все детали фотографий узнаваемы и характерны, каждый кадр гипнотизирует и вызывает желание вглядываться, любоваться. Вместе с авторами зритель волен поразмышлять о вопросах идентичности, коллективной памяти и языка, увидеть слепок традиций и обычаев каждого запечатлённого региона.
Билеты: от 200 ₽
«Костюм прекрасной эпохи» в эрмитажном центре «Старая деревня»
до 31 октября 2025-го
Экспозиция Галереи костюма открылась в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа. Кураторы проекта детально сфокусировались на костюмах Belle Époque — рубежа 19 и 20 веков, когда технический прогресс и наука шагали вперёд, экономика развивалась, культура цвела буйным цветом, а аристократия жила на широкую ногу.
Пространство заполняют преимущественно платья из гардеробов императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, причём многие бальные и визитные наряды публика увидит впервые. Особого шарма экспозиции добавляет приглушённое освещение — старинные ткани разрушаются под ярким светом. Кроме того, посетить выставку в хранении можно только с экскурсоводом.
Билеты: 700 ₽
«Лирическое рисование Давида Боровского» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
до 6 октября
Ретроспектива театрального художника, графика и живописца, одного из ярчайших представителей «ленинградской школы». Давид Боровский прославился иллюстрациями к русской классике: героев Тургенева, Чехова, Короленко и Гончарова советский читатель «увидел» глазами художника.
Выставка даст повод поностальгировать о личном читательском опыте, а ещё познакомиться с живописными работами Боровского, которые включают произведения на тему балета и детства, пейзажи и портреты. К слову, в один день с выставкой «Лирическое рисование» (20 августа) в Музее искусства Санкт-Петербурга откроются ещё две: «Жизнь в раю» художницы Наталии Глебовой и «Проникновенная гармония» скульптора Лёвы Бейбутяна.
Билеты: от 100 ₽
Давид Боровский. Иллюстрация к повести И. С. Тургенева «Вешние воды». 1960-е / mispxx-xxi.ru
«Седьмое небо» в Anna Nova
до 20 октября
Персональная выставка фотографа-документалиста Дмитрия Маркова — первая после его смерти в феврале 2024 года. Он прославился снимками «провинциальной России», снятыми на iPhone. Марков издал две книги, получил гран-при в конкурсе «Серебряная камера», выиграл грант Getty Images и был первым российским участником рекламной кампании Apple.
На поверхностном уровне работы Маркова кажутся наполненными хтонью русской жизни, однако в них живёт вера и сопереживание человеку, а из угрюмости, если присмотреться, проступают любовь и красота.
Билеты: от 100 ₽
«Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в Пушкинском музее
до 27 октября
Варвара Степанова — художница-авангардистка, модельер, автор театральных костюмов и декораций, одна из главных фигур русского конструктивизма. 130-летие со дня её рождения Пушкинский музей отмечает большой выставкой, в круг героинь которой также вошли Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Эстер.
Судьбы всех подруг не раз пересекались в 1910–1930-е годы, потому объединение помогает, с одной стороны, глубже раскрыть мотивы творчества каждой, а с другой — показать, как появлялось на свет новое русское искусство.
Феминистский контекст «амазонок авангарда» дополняют произведения Веры Мухиной, Надежды Ламановой, Эсфири Шуб, Анастасии Ахтырко, сестер Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной и Елизаветы Игнатович.
Билеты: от 400 ₽
Александр Родченко. Портрет Варвары Степановой. «Очарованный паж». 1915 год. ГМИИ имени А. С. Пушкина / collection.pushkinmuseum.art
«Ковёр историй. Сюжеты советского коврового искусства» во Всероссийском музее декоративного искусства
до 13 октября
Для советского человека узорчатый ковёр на стене был символом достатка. А иногда этот предмет декора «говорил» об идеологии и показывал достижения Страны Советов — культурные, промышленные, космические, сельскохозяйственные, трудовые и не только. Отсюда и связь с историей: это же почти учебник по важнейшим ценностям и событиям того времени.
Для новой выставки в залах Всероссийского музея декоративного искусства собрали лучшие образцы ковроткачества, созданные в 1930–1980-е годы на Кавказе и в Средней Азии. Эти произведения — целые картины. Среди главных работ упоминаются «Рог изобилия», созданный для выставки в Нью-Йорке, ковры «Москва строится», «Конный побег», «Иртыш» (об освоении Сибири!)
Билеты: 400 ₽
«Маяковский. Мем» в Центре «Зотов»
до 20 октября
Владимир Маяковский как автор мемов (злободневных плакатов «Окна РОСТА»), генератор креативных идей, автор и продюсер. Экспозиция рассказывает о новом массовом искусстве начала 20 века, которое прославили и вписали в историю запоминающиеся работы поэта-футуриста.
170 предметов выставки разделены на пять тематических разделов. Фокус внимания смещается в сторону «Окон РОСТА» (подлинных!), впрочем кроме них зрителям покажут живопись, графику, скульптуру, фотографии, лубки, плакаты, книги, газеты, фрагменты кино и спектаклей, аудиозаписи стихотворений Маяковского.
Более того, к открытию выставки 9 августа Центр «Зотов» проведёт трёхдневный фестиваль с авторскими экскурсиями, книжным свопом, специальными показами для всей семьи, мастер-классами и не только. Все активности ищите в программе.
Билеты: от 250 ₽
Студийный портрет Владимира Маяковского. 1920 год / commons.wikimedia.org
«Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа» в Историческом музее
до 1 сентября
Интересная выставка о Байкало-Амурской магистрали к 50-летию с начала её строительства. Прокладывать железную дорогу по территориям Восточной Сибири и Дальнего Востока в экстремальном климате было и без того трудно, а ещё приходилось в сжатые сроки проектировать связанную систему городов и посёлков с общим архитектурным кодом.
Экспозиция получилась очень человечной: она про людей, которые совершили подвиг (протяжённость БАМа — 5600 километров!), но при этом сумели полноценно жить. Другая тема — строительство фактически новой цивилизации на неосвоенной земле. Потому в экспозицию вошли как личные реликвии (одежда, бардовская гитара, картины на дереве), так и миниатюрные макеты вокзалов, схемы посёлков, кинохроника.
Билеты: от 150 ₽ (можно посетить бесплатно в День железнодорожника 4 августа)
«Тишина пробела» в Cube.Moscow (галерея «КультПроект»)
до 15 сентября
Нежная выставка о пейзаже: абстрактном, лирическом и незавершённом. Каждая работа пропитана переживаниями и любованием природой, отчего «вжиться» в картины становится как никогда просто.
Авторы композиций — современные художники Алексей Ланцев, Евгения Буравлева и Егор Плотников. В их произведениях зритель встречает импровизацию, практически достоверную фотофиксацию, тишину и «пробелы», которые дополняют контекст новыми смыслами.
Билеты: от 100 ₽