Как началась ваша карьера в Северной столице?
— Я оказался в Петербурге 21 год назад, на то время совсем молодым человеком. Первые четыре года я себя искал. Работал там, где мог и даже, где не мог работать. Сменил много профессий: пекарь, официант, подсобник, грузчик, охранник, дворник, и, наконец, строитель. Мы жили впятером в общежитии на Кораблестроителей, и я работал на Площади Восстания с теми же ребятами, моими соседями. Долбил бетон, а потом обломки складывал в мешки и спускал это всё в большую машину.
Леонид, а как в вашу жизнь пришёл образ Петра I?
— В один из летних дней 2008-го мой напарник заработал на билет, сел в поезд и поехал к маме в Нижний Тагил. Когда он уже был в пути, ему позвонила знакомая, которая, как бы там ни звучало, работала царицей. И тут она ему говорит: «Лёша, Лёша, у нас сезон в разгаре! Мне срочно нужен Пётр — мой запил». Передала, что делать ничего не надо, костюм дадут, и всех людей подведут. Поскольку Лёша был уже в поезде, то порекомендовал ей меня и сказал: «У меня есть знакомый — он высокий, но правда, “деревянный” и с очень короткой стрижкой». Тогда я был очень зажатый, скромный, прямо «ботаник». В итоге я пришёл, мы спустились в какой-то подвал с крысами, где все «ряженые» переодевались. Мне выдали парик со спектром запахов, какой-то костюм и кирзовые сапоги 45-го размера. Это было ужасно, потому что у меня 48-й. Я вышел в первый свой рабочий день и больше никогда не возвращался ни на какую стройку, потому что впервые за мою тогда 20-летнюю жизнь, я получил и удовольствие, и деньги. Мне это понравилось.
Фото: Елизавета Мельник / Горбилет
Как разворачивалась история дальше?
— Первые три-четыре года я просто работал в «ужасном» для многих, но прекрасном для меня формате — «здрасте, фото». Последним таким местом была Петропавловская крепость. Как-то туда приехала съёмочная группа телеканала «Россия-1». Ребята снимали сюжет про день рождения Петра I, но с ними никто не хотел общаться. Некоторые стояли там нелегально и не горели желанием лишний раз «светиться». А я вот захотел. Корреспондент попросила показать, как я из «гражданского» перевоплощаюсь в Петра, и я провёл их в гримёрку. На следующий день сюжет вышел в эфир, и меня благополучно уволили за то, что показал «секретное место». С того момента я пошёл в свободное плавание. Помню, как ходил ночами и предлагал фотографии. Тогда же пошил свой первый костюм. Сейчас на мне наверное, уже десятый за 16 лет «на панели» (смеётся).
Затем было телевидение?
— Да. Однажды я встретил на набережной корреспондента с той самой съёмки . Она спросила, как у меня дела, а я ответил: «Всё нормально, правда, меня вытурили после вашего сюжета». Нужно отдать ей должное: она не ограничилась стандартными сокрушениями, а рассказала об этом своему руководству. Тогда там погоду вела девочка, которая, наверное, и должна была её вести — милая, красивая блондинка, а не огромный двухметровый лось. Так вышло, что ей нужно было уходить в декрет, и мне предложили её место. Я не стал отказываться, и неожиданно стал звездой, которая не может зайти в метро, чтобы её не узнали. Конечно, это очень приятно. Грех жаловаться, когда тебя «поливают сиропом». Я благодарен за всё, я живу в состоянии сбывшейся мечты.
Фото: кадр из ролика «Моя версия погоды в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» / youtube.com
Леонид, а правда, что в то время вы очень хотели на экран?
— Это шло откуда-то изнутри. Когда видел рядом камеры, думал: «меня же покажут по телевизору». Провинция… (смеётся). Но специального образования, театрального или журналистского у меня не было, как и точной цели попасть на экран.
А за столько лет образ Петра не надоел? Не хотели бы примерить на себя другое историческое амплуа?
— Нет, мне он нравится, я его даже люблю и благодарен ему также как Петербургу и жизни. Как мне может надоесть то, что меня лечит и приносит мне счастье каждый день? Поэтому нет, другой (образ) не рассматривал — это нехорошо.
Какие забавные случаи были в карьере на телевидении и в экскурсионной практике?
— То, что может показаться забавным непосвящённому зрителю, мне уже зачастую кажется обыденным. Наверное, самое запоминающееся — когда с моей помощью делали предложения руки и сердца людям, которые увлекаются историей. Как-то даже взбирались с женихом на подъёмном кране с люлькой. А вообще, сложно найти что-то смешное, ведь я благодарен «своему делу». Я посетил лучшие площадки Петербурга, побывал в Черногории, Дубае, на Мальдивах, просто летал туда работать. Благодаря Петру, за кулисами каких-нибудь мероприятий вроде Дня города, Дня ВМФ, я могу общаться с великими актёрами. Это очень приятно, когда Скляр, Харатьян, Боярский вдруг тебя узнают. Мог ли я представить, будучи в каком-нибудь пятом классе, что взрослым смогу пожать этим людям руку? Кстати, недавно Андрей Львович Ургант похвалил мою «погоду». Ещё познакомился с Киркоровым, когда работал дублёром, стоял на одной сцене с Басковым. Если бы не было Петра, я бы туда не «залез».
Есть ли какие-нибудь малоизвестные факты из истории Петропавловской крепости, которые вы, как «император», можете назвать?
— На самом деле, ничего особенного я про неё не рассказываю. Формату «экскурсий с Петром по Петропавловской крепости» уже больше 10 лет. Я начал заниматься им в 2012 году. Стараюсь за отведённые мне полтора часа донести основную информацию нашим гостям, чаще всего это школьники. К примеру, я рассказываю о четвёртом ангеле на шпиле Петропавловского собора, про Петра Телушкина, который залезал и поправлял этого ангела, про наводнения. Мои экскурсии — тот случай, когда информативный исторический материал разбавляется игровым моментом. Я бы хотел, чтобы уходя от меня, у этих первоклашек и пятиклашек хоть что-то оставалось в голове. Чтобы они знали, чем Иоанновский мост отличается от Кронверкского, чтобы знали, что такое бастион и сколько их в крепости, чтобы были в курсе, почему стреляют именно с Нарышкина и в полдень. Хорошо будет, если они запомнят, что Петербург назван не в честь императора Петра, а в честь апостола. Я бы любую экскурсию начинал с развенчивания мифов и стереотипов.
Фото: Елизавета Мельник / Горбилет
В таком случае, что нужно обязательно посмотреть в Петербурге тем, кто здесь впервые?
— Главное не совершать ошибку, пытаясь «обхватить необхватываемое». Один день стоит посвятить одному объекту, а вот какому именно — зависит от цели. К примеру, если хотите потусить, то места на Рубинштейна и Белинского подойдут как нельзя лучше.
А что увидеть, если это семейное знакомство с городом?
— Тут стоит проложить хронологический маршрут и начинать с основания города. Отправляйтесь в Петропавловскую крепость, прогуляйтесь там, отдохните и пообедаете. Потом можно прийти на Дворцовую площадь и, если хватит сил, зайти в «Эрмитаж». Скорее всего, вы устанете, но галочка о посещении будет поставлена. Далее можно прогуляться по прямой линии от Николая I до Медного всадника через Исаакиевский собор и Александровский сад. На первый раз этого достаточно. Но если вдруг замахнётесь на наши пригороды — Павловск, Пушкин, Петродворец — наберитесь сил перед поездкой.
Какой совет дадите туристам?
— Для начала рекомендую удобную обувь и бутерброды в рюкзаке. А ещё будет классно, если вы немного подготовитесь. Разгар туристического сезона выглядит так: у тебя в ухе какой-то наушник, из которого с переменным успехом звучит голос гида, всем жарко, все бегут. Чтобы этого избежать, стоит вместе с детьми почитать что-то о Петербурге и посмотреть картинки. Позже, когда вы сюда приедете и будете стоять у Петропавловской крепости, сможете сказать своей второй половинке, дочке или сыну: «Помнишь, мы читали, что тут захоронен Пётр I и семья Романовых? А помнишь, что последнее захоронение здесь было в 2006 году, а самое нашумевшее — летом 1998?».
Фото: Sergey Sizov / Shutterstock.com
О чём вас чаще всего спрашивают туристы на экскурсиях?
— Мне кажется, чем меньше вопросов на экскурсии, тем доступнее ты подан материал. Но всё равно без них не обходится. Самые популярные — обывательские. Например: «Вас подменили или нет?». Часто спрашивают о том, сколько наводнений было в Петербурге. Любят узнавать про цифры, поэтому любой экскурсионный материал ими дополняется. К примеру, в Петербурге более 450 мостов, а высота колокольни Петропавловского собора — 122 метра.
Леонид, чем вы обычно занимаетесь, когда туристический сезон заканчивается?
— Я получаю удовольствие от жизни, а вообще я работаю круглый год. Естественно, с конца апреля по октябрь наибольший всплеск активности. Но это не значит, что в «не сезон» не будет официальных делегаций, юбилеев или «Тотальных диктантов». И ещё Новый год — корпоративы тоже имеют место быть. Есть множество турфирм, которые обращаются ко мне с просьбой провести «новогодний Петербург». По сути, это обзорная экскурсия, куда включается не только история города и его основателя, но и украшенные ёлки, нарядные улицы, гуляния и фейерверки. И вообще, 1-го января последние лет 10-15 я всегда работаю. Но хожу только туда, где мне нравится, а не только где мне платят. Сейчас могу говорить «нет» тем проектам, которые мне не по душе.
Несмотря на занятость, как всё-таки отдыхают «императоры» в мирской жизни?
— Я не посещаю выставки и музеи, хотя, надо бы. Я примитивно отдыхаю: валяюсь, заказываю еду, смотрю сериал и отключаю телефон. В последнее время это практически невозможно, поэтому пытаюсь просто не реагировать. Свободное время стало чем-то уникальным, оно дорого обходится, кажется, будто стало прекрасным, ускользающим от меня призраком. Вероятно, поэтому у меня нет друзей. Но я не жалуюсь — мне очень хорошо. Кто-то называет это «одиночеством», а я предпочитаю называть это «свободой». Если у тебя выдался сложный день, как, например, сегодня — с шести утра, то ты отказываешь кому-то во встрече. Даже если это предложение из разряда: «Приезжай, мы в хорошем ресторане!». Нет, не приеду, потому что даже в кругу знакомых нужно выступать — все ждут от меня феерии, а я всё-таки не робот, хотя порой и кажется, что это так. Когда отказываешь так раз, два, десять, двадцать — остаёшься один. Пусть так, главное, чтобы все были счастливы, в первую очередь — я.
Что ещё почитать:
Исследуйте город по-новому: всё об интерактивных экскурсиях в Петербурге и Москве
Интересные экскурсии в Петербурге: развод мостов, мистические дворцы и дворы-колодцы
На теплоходе с ветерком: от прогулки за 350 ₽ до вечеринки под разводными мостами