Горбилет | 23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

Когда зритель верит актёру, то он видит не сцену, а жизнь. История увлекает настолько, что нет времени задуматься о жестах и мимике. Достичь этого способен актёр, который вложил в работу много времени и сил. Предлагаем узнать, как артистам удаётся превращаться в совершенно разных людей.
10182
0.0
0
Фото: shutterstock.com

Искусство переживания – особое искусство

В начале прошлого века театр находился в упадке. Зрители редко приходили на спектакли, залы пустели. Режиссёры и актёры спорили о преимуществах рационального и эмоционального подходов. Станиславский решил проблему, объединив два метода. Так появилась теория об искусстве переживания и искусстве представления. Коротко о последнем: он показывает внешнюю сторону героя – художественный рисунок роли и выученные на репетиции чувства. А сейчас поговорим о самой сложной составляющей роли – рождении внутреннего мира героя.

Искусство переживания – это умение вжиться в роль, понять характер, мысли, эмоции персонажа и воссоздать их подлинную сущность. Цель: воспроизвести на сцене живую жизнь и отразить её в художественной форме. Правдивая игра не получится без переживания. Если актёр на спектакле делал открытия в роли, которую он уже долгое время знает, значит, он испытывал подлинные чувства. Значит, рождались мысли, которые заставляли его говорить. Если этого не случилось, значит, артист играл по шаблону, который придумал режиссер

Умение вживаться в образ – сложный путь, тернистый, но интересный. Для создания истинного переживания актёру нужно развивать концентрацию и созидательность, понимать художественную силу персонажа и его человеческую природу. Это те профессиональные качества, без которых не обойтись.


Константин Станиславский

Творческая работа начинается с погружения в предлагаемые обстоятельства и веры в них. Актёр должен понять, что случилось с героем, что его сделало таким, как он представлен в пьесе. Истина рождается, когда артист насыщается образами и отталкивается от своего прошлого опыта, эмоций и переживаний. На помощь приходит подробный анализ жизни персонажа вплоть до мельчайших подробностей – какие запахи, звуки, цвета и ощущения его окружали. Изучить все обстоятельства, а если их нет в книге, то придумать. Без глубоких знаний игра будет поверхностной и не зацепит зрителя.

Один из примеров гениальной игры показан в фильме «Пианист». Эдриан Броуди тщательно готовился к роли брошенного и голодающего во время войны музыканта. Чтобы понять переживания героя, актёр продал машину, съехал с квартиры, отключил все телефоны и отправился в Европу с парой сумок личных вещей и клавишными. Он настолько был потрясен, что впал в депрессию. Роль в фильме оценили: актёр получил за неё «Оскар».




Жизнь героя и «круги внимания»

Чтобы определить предлагаемые обстоятельства, используется классификация.

Вид предлагаемого обстоятельства:
• Место действия – физическая организация пространства, где происходят события.
• Время действия – время (от эпохи до части суток), в которое происходят действия пьесы.
• Образ действия – поведение персонажа в конкретном случае.

«Круг» предлагаемых обстоятельств:
• Малый «круг»: действия героя в текущий момент (он сидит в тёмном подвале, жует черствую морковь).
• Средний «круг»: общая жизненная ситуация героя (почему он скрывается, каков его социальный статус, положение в обществе, возраст, круг общения).
• Большой «круг»: глобальная ситуация (эпоха, мировые события – например, преследование евреев во время Второй мировой войны).

Большинству актёров помогает волшебная фраза Станиславского: «А что, если…». А что, если я остался один на земле и все люди исчезли за одну ночь? А что, если я получу огромное наследство? А что, если я превратился в стул в коридоре больницы? Кроме работы воображения, актёры оттачивают внимательность. Они наблюдают за прохожими, их жестами и разговорами.

Полезные приёмы из статьи пригодятся и для повседневной жизни, когда нужно проявить твёрдость и силу воли или показать уверенность. Вживание в образы помогает побороть свои слабости и стать лучше.

Фото: shutterstock.com

Похожие темы

Рекомендованные материалы

17 июля 2023

Театральная драма — слово, действие и конфликт на сцене

3362
0.0
0
18 августа 2023

Театр теней

1132
0.0
0

Отзывы 0

Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиИнтересные местаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+