Ещё в XIX веке в городе существовала сложная система фонтанов, а следовательно, был и водопровод. Только вот он совершенно не использовался — жители предпочитали мыться из кувшинов.
Яркое доказательство полной невостребованности полноценного водопровода случилось в середине XIX века. Тогда в город прибыл граф Эссен-Стенбок-Фермор. Он посчитал, что необходимо срочно «спасать» петербуржцев и сделал первый водопровод по улицам Знаменской, Итальянской и Сергиевской. Вода при этом подавалась водокачкой, что была установлена у Воскресенского моста. Но… дело прогорело, так как никто не захотел подключаться к водопроводу.
Водовоз
Спустя несколько десятилетий, уже в конце XIX века, водопровод был установлен на левобережной и правобережной. При этом о наличии сливной канализации не было и речи — до революции в городе была лишь ливневая.
Вода из труб текла в выгребные ямы: в обычных домах яма оставлялась с земляными стенками, в более богатых же — стенки бетонировали. В первом случае вода всасывалась в почву, а во втором приходилось прибегать к услугам золотарей, что вычерпывали всё оттуда ковшиками на палке. Естественно, всё это было не очень гигиенично. А потому в приличных домах на такие ямы старались устанавливать люки.
В Петербурге тех лет на улицах почти круглый год стоял неприятный запах. Но не из-за всех этих ям. Дело в том, что в качестве транспорта использовались лошади, чьи продукты жизнедеятельности привели к появлению тонкой взвеси жёлтой пыли, которой был покрыт весь город. И в летние месяцы это было невыносимо.