Что такое «Пушкинская-10»
«Пушкинская-10» — художественный сквот, сумевший пережить бурные девяностые и стать полноценным культурным кластером. История легендарного места началась в конце 1988 года: дом на Пушкинской улице нуждался в капремонте, поэтому был расселён. Но о стабильности в то время можно было только мечтать. Вместо обещанных строительных работ организация, отвечавшая за дом, решила раздать квартиры в аренду за небольшие суммы. И так сюда потянулись художники, которые нуждались в мастерских, а вслед за ними музыканты и театральные деятели.
Долгие годы отношения жильцов сквота с властями складывались не лучшим образом, но всё же компромисс был найден. Лучше всего о непростых временах рассказывает экспозиция «История свободы», расположенная в одном из корпусов «Пушкинской-10». О ней и других интересных музеях вунтри читайте в нашей статье.
Сегодня арт-центром управляет негосударственная организация Товарищество «Свободная культура». Её основатели в марте 2023 года передали «Манежу» более 5000 работ из своей коллекции. По условиям договора, учреждение должно поставить все произведения искусства на государственный учёт и устроить их показ для петербуржцев.
Как устроена выставка
Экспозиция вдохновлена образом ковчега, придуманным художниками Юлием Рыбаковым и Сергеем Ковальским на заре создания «Пушкинской-10». Оформить пространство решили белыми кружками на красном фоне. В соцсетях поспешили сравнить их с мухоморами и полями горошка японской художницы Яёи Кусамы. Но всё оказалось концептуальнее: выбранные цвета — отсылка на флаг арт-центра, созданный художником Андреем Хлобыстиным. А представленные работы кураторы «упаковали» в яркие грузовые контейнеры, в которых обычно перевозят экспонаты.
Первые два бокса отданы под работы художников-основателей. Функциоколлажи Вадима Воинова здесь сменяются полотнами Евгения Орлова и «Сергея Ковальского. Дальше андеграундную эстафету перехватывают «Митьки» — объединение, сложившееся в 1984 году. Его члены называли себя «представителями подпольного соцреализма». Картины «Митьков» отличались незамысловатыми сюжетами, в центре которых был простодушный мужичок-браток.
Художники редко участвовали в проектах «Пушкинской-10», а их первые выставки и вовсе прошли в Усть-Ижоре, Нижнем Новгороде и Усть-Нарве. Однако кураторам всё же удалось собрать небольшую экспозицию с работами Андрея Кузьмина, Олега Фронтинского, Владимира Яшке, Ии Кириловой, Виктора Тихомирова. К сожалению, из-за трещины с выставки убрали единственную картину Дмитрия Шагина.
Большое влияние на «Митьков» оказала деятельность «Арефьевского круга», чьи произведения прячутся в четвёртом контейнере. В первую очередь Александра Арефьева и его друзей интересовала непростая советская действительность. Обо всех её сложностях художники и поэты знали не понаслышке: они работали, где придётся, лечились в психиатрических диспансерах, получали сроки за хулиганство. И единственной отдушиной в череде неприятностей становилось искусство.
Следующий ряд боксов рассказывает о Газаневской культуре. Название этому движению дали выставки во Дворцах культуры имени И. Газа и «Невский». Оба события помогли независимыми мастерам вылезти из подполья и доказать широкой публике, что добиться успеха можно и без Союза художников. Ещё в двух рядах импровизированных галерей разместились документальные и художественные снимки — от портрета Сергея Курёхина, сделанного Владимиром Пешковым, до ироничной фотокарточки с мальчиком на фортепиано.
Контейнеры второго этажа плавно подводят к созданию сквота на Пушкинской, 10. Если поднялись по левой лестнице, то вам встретятся произведения единомышленников Владимира Стерлигова. Его ученики считали, что «всё в мире одухотворено божественным светом, а труд художника — духовная работа».
Финальным и размашистым мазком станет рассказ о деятельности Товарищества экспериментального изобразительного искусства. Участники организации стремились окончательно стереть границу между официальным и неофициальным искусством. За 10 лет плодотворной работы они организовали более 50 выставок. Идеи, заложенные товариществом, подхватил арт-центр «Пушкинская-10».
Ещё одна интересная деталь — подвешенный серебряный куб на первом этаже. Советуем заглянуть в него именно в конце выставки. Внутри инопланетного объекта кураторы воссоздали атмосферу «Пушкинского сквера». В центре стоит памятник поэту в натуральную величину, только с красно-белыми пятнами, а вокруг установлены скамейки. Присев на свободное место, можно поразмышлять об увиденном и неожиданно обнаружить воздушные шарики под потолком.
Что нужно знать перед посещением
«Пушкинская-10. Ковчег ХХI века» открыта ежедневно до 8 сентября. Стоимость билетов — 500 ₽. Чтобы точно не испытать информационный голод, рекомендуем записаться на групповой или индивидуальный тур по выставке. А после можно заглянуть на лекцию или концерт. Расписание событий доступно на сайте «Манежа».