Александра Шишкина | 28 января 2025

Сколько «Чёрных квадратов» написал Малевич, и чем они отличаются

Авангардист Казимир Малевич создал несколько «Чёрных квадратов» и может показаться, что они абсолютно одинаковые. Но это не так! Рассказываем, когда появились супрематические картины художника, как их различать и где увидеть.
117
0.0
0
«Черный квадрат» Казимира Малевича: смысл, сколько всего существует, где посмотреть
Фото: «Чёрный квадрат» на выставке «0,10», 1915 год / commons.wikimedia.org

Когда Малевич написал первый «Чёрный квадрат»


Первый «Чёрный супрематический квадрат» Малевич закончил 8 июня 1915 года. Однако художник датировал появление картины 1913 годом — авторская подпись на обороте картины указывает именно на него. В это время Малевич работал над декорациями к футуристической опере Михаила Матюшина «Победа над солнцем». Искусствоведы не находят среди эскизов «Чёрный квадрат», хотя, вероятно, именно во время работы над постановкой у авангардиста возник замысел супрематического произведения.


Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат, 1915 год, Государственная Третьяковская галерея / commons.wikimedia.org

Публика увидела «Чёрный квадрат» на «Последней футуристической выставке "0,10"», которая открылась в Петербурге, в Доме Адамини рядом с Марсовым полем, 19 декабря 1915 года. В экспозиции было 40 работ Малевича, а «Чёрный квадрат» художник специально поместил в «красный угол», куда традиционно вешали иконы. Потом Малевич назвал картину «иконой моего времени».


Фото: «Чёрный квадрат» на выставке «0,10», 1915 год / commons.wikimedia.org

 

Другие «Чёрные квадраты»: где они находятся и чем отличаются


Сегодня известны четыре «Чёрных квадрата» Малевича. Первый написан на уже использованном холсте. Рентгенограмма 2015 года показала, что под картиной скрываются ещё две работы в духе авангарда. Произведение покрыто трещинами — кракелюрами — через них проступают другие цвета. Подлинник «Чёрного квадрата» в 1922 году попал в Третьяковскую галерею в Москве, где экспонируется до сих пор.

Второй квадрат создан в 1923 году как часть триптиха (вместе с повторениями «Круга» и «Креста» — других основных форм супрематизма) для Международной выставки в Венеции. В работе художнику помогали его ученики Анна Лепорская, Константин Рождественский и Николай Суетин. Второй «Чёрный квадрат» — самый большой среди «собратьев», его размер 106 на 106 сантиметров. Картина хранится в Русском музее.


Казимир Малевич. Чёрный квадрат, около 1923 года, Государственный Русский музей / commons.wikimedia.org

Третий «Чёрный квадрат» Малевич написал для персональной выставки в Третьяковской галерее. Точное повторение первой работы создавалось в 1929 году. Произведение хранится в Третьяковке.


Казимир Малевич. Чёрный квадрат, 1929 год, Государственная Третьяковская галерея / my.tretyakov.ru

Четвёртый «Чёрный квадрат» создан в 1931–1932 годах для выставки «Художники РСФСР за 15 лет». Картина оказалась надолго забыта — почти 50 лет она хранилась у родственников Малевича в Самаре. Работу обнаружили только в 1993 году, когда некий мужчина принёс картину в Инкомбанк в качестве залога за кредит. Он не вернулся за ней, и произведение стало собственностью банка. Когда организация разорилась, «Чёрный квадрат» приобрёл Владимир Потанин. С 2000 года произведение хранится в Эрмитаже.


Казимир Малевич. Чёрный квадрат, 1930-е годы, Государственный Эрмитаж / commons.wikimedia.org

 

В чём смысл картины «Чёрный квадрат»


Произведение относится к направлению супрематизм, суть которого — в изображении простейших геометрических форм, залитых сплошным цветом. Малевич считал, что супрематизм освобождает краску от служения другим целям и приближает художника к чистому творчеству. Чёрный квадрат стал первоосновой, из которой взялись остальные фигуры супрематизма.

«Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой», — полагал Малевич. Он был убеждён, что повторение реальных предметов на холсте — лишь воспроизведение, а не настоящее творчество. «Между искусством творить и искусством повторить — большая разница», делал вывод художник.


Фото: commons.wikimedia.org

«Чёрный квадрат» выразил его поиски новых форм для реалий XX века, в котором общество шагнуло далеко вперёд: «Мы не можем пользоваться теми кораблями, на которых ездили сарацины — так и в искусстве мы должны искать форм, отвечающих современной жизни». Кроме того, в картине Малевич пошёл по пути эксперимента — поиска границ искусства. Он первым показал, что живопись может кардинально оторваться от реальности. 

 

Почему квадрат Малевича — чёрный


Художник выбрал этот цвет, потому что он содержит в себе все остальные. Если смешать всю палитру разом, получится именно чёрный. Но Малевич использовал не чистый чёрный цвет, а особый оттенок, полученный из жжёной кости, чёрной охры и тёмно-зелёного пигмента. Ещё художник добавил в краску мел, чтобы картина не бликовала, и цвет был глубоким.

«Чёрный квадрат» стал эмблемой Уновиса — созданного Малевичем авангардного объединения «Утвердители нового искусства». Символ появлялся на плакатах и других изображениях, его можно было увидеть на одежде членов группы.


Фото участников объединения Уновис с Малевичем, 1920 год / commons.wikimedia.org

 

Какие ещё квадраты писал Малевич

 

Художник создал несколько цветных и белых квадратов. Известны два его «Красных квадрата». Первый, выполненный в 1915 году, находится в коллекции Русского музея. Работа была создана к выставке «0,10» и значилась в каталоге под названием «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Второй «Красный квадрат» хранился в коллекции собирателя авангарда Николая Харджиева. Его гости вспоминали, что картина всегда висела у него над письменным столом.


Казимир Малевич. Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях, 1915 год, Государственный Русский музей / commons.wikimedia.org

«Белый квадрат» Малевича («Белое на белом» — вершина беспредметности) написан в 1918 году и представлен публике на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве годом позднее. Сегодня работа хранится в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА). 


Казимир Малевич. Белый квадрат. Белое на белом, 1918 год, Нью-Йоркский музей современного искусства / commons.wikimedia.org

Похожие темы

Рекомендованные материалы

23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

11497
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+