Юбилейный для Николая Рериха год (в октябре исполнилось 150 лет со дня его рождения) музейщики отмечают с чувством и размахом. Выставки уже делали Третьяковская галерея, Музей Востока и петербургская KGallery. Казалось бы, три проекта об одном художнике — творчество другого было бы исчерпано, но только не Рериха! Миру известно около 7000 его картин, а ещё несколько больших археологических экспедиций, корпус литературно-философских произведений и общественные труды, среди которых знаменитый Пакт Рериха о сохранении культурного наследия в военные годы — важный документ, положенный в основу современной декларации ЮНЕСКО.
Эрмитажная выставка «Твердыня пламенная» разместилась в залах-трансформерах Главного штаба — три комнаты в насыщенных красном, жёлтом, зелёном и синем цветах, ещё более жгучих, чем на картинах главного героя проекта. Оформление дополняют белые пики Гималайских гор, изображению которых Рерих посвятил грандиозную серию работ.
Кураторы Владимир Абинякин, Юлия Еликина и Елена Бондаренко вписали экспозицию «Твердыня пламенная» в круг других «буддийских» временных экспозиций музея, а потому Русь на выставке синтезирована с Востоком.
Показывать Рериха — задача сложная: слишком широкий был человек! Личность буквально петровского масштаба — с вечно бурлящими проектами, мощными амбициями (в лучшем смысле слова) и попытками познать устройство мироздания: прошёл путь от модного интереса к нью-эйдж практикам до глубокого погружения в теософию и созданию вместе с женой Еленой (в прошлом — медиумом) собственного учения «Живая этика» (Агни-йога), адепты которой развивали внутренние способности и пытались обуздать космическую энергию.
Картина «Когда собираются йоги» Святослава Рериха, сына художника
Сильно повлияли на формирование живописца северные скандинавские корни: Николай Константинович утверждал, что его род произошёл от осевшего в России шведского воина. Кроме того, современники прочитывали в фамилии Рерих набор ассоциаций, связанный с Рюриком. С таким прошлым художнику на роду было написано изучать доисторическую Русь, сделаться, как говорил современник и приятель Александр Бенуа, певцом «рыхлых, сглаженных льдинами холмов севера, чахлых березок и ёлок, бега теней по безграничной степи».
Интерес к старине проснулся в Рерихе ещё в детстве, в доме отца-нотариуса и матери купеческих кровей, которой принадлежала усадьба Извара — окружавшие её курганы и поля стали вдохновителями археологических поисков художника. После окончания гимназии Карла Мая Рерих поступил одновременно на юридический факультет Петербургского университета (где защищал диплом о правовом положении художников Древней Руси) и в Академию художеств. Врождённый талант начинающего творца проявился в ранних работах, например, в произведении «Натурщик» — строгом, техничном, уже с атрибутами древности.
Учился Рерих в мастерской Архипа Куинджи: влияние автора «Лунной ночи на Днепре» отлично угадывается в работе «Гонец. "Восста род на род"» (1897). За неё Рерих получил звание художника, а Павел Третьяков сразу купил картину в личную коллекцию.
Несколько других замечательных произведений Рерих создал после возвращения из Парижа, где продолжал образование в студии Франса Кормона, воспитавшего Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента Ван Гога, Виктора Борисова-Мусатова и многих других художников. Рерих очень ценил учителя: он помог ему развить индивидуальность и найти собственную живописную манеру. К тому периоду относятся завораживающая работа «Город строят» (1902), показанная на выставке «Мир искусства», жизнеутверждающая «Строят ладьи» (1900), модернистская и запоминающаяся «Заморские гости» (1901).
Перед выставкой «Мир искусства» Рерих собирался частично переписать картину «Город строят», но Сергей Дягилев остановил его
Славянскую тему на выставке поддерживает небольшая мечтательная картина «За морями земли великие» (1910) и эскиз «Половецкий стан» (1909) — декорация знаменитых «Половецких плясок» Михаила Фокина по мотивам оперы «Князь Игорь» Александра Бородина для «Русского сезона» Дягилева. Во многом благодаря мастерству Рериха представление произвело на французов потрясающий эффект, выразившийся в возгласе Мориса Дени: «Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!».
Рерих часто работал сериями, мог несколько раз возвращаться к одной теме. Например, из регулярных поездок по древнерусским городам художник привозил архитектурные этюды храмов и крепостей. Раздел с ними на выставке обрамляют иконы, фрески, фрагменты мозаики, призванные помочь зрителю представить, какое окружение вдохновляло автора.
Второй зал целиком посвящён Востоку в творчестве Рериха. Это полотна зрелого художника, популярного уже не только в России, но и за рубежом. Октябрьская революция застала Рериха и его семью в Финляндии, вскоре они оказались отрезаны от СССР. Мастер потерял руководство объединением «Мир искусства» и директорство в Императорском обществе поощрения художеств.
Рерих с юности входил в Русское археологическое общество, участвовал в раскопках и изучал фольклор
Перед Рерихом встала задача — переизобрести себя для западной аудитории. Чтобы выполнить её, семья приехала в Нью-Йорк, где нашла деньги для Центрально-Азиатской экспедиции по Индии. Оттуда художник привёз серию «обожествлённых» пейзажей гор и идею института «Урусвати» («Свет утренней звезды»), который открылся в долине Куллу в Гималаях в 1929 году. Погружение в древнюю культуру вдохновило творца на подготовку Пакта Рериха — международного Договора о защите памятников, который успели принять до начала Второй мировой войны. Проект обеспечил художнику две номинации на Нобелевскую премию мира, правда он так и не получил её.
В 1935 году Рерих с семьёй перебрался в Индию: за 12 лет на Северных Гималаях новоиспечённый гуру написал более тысячи картин. Они размереннее и поэтичнее, чем работы раннего периода. Горные пейзажи, а также произведения «Ступа. Ладак» (1937), «Цветы Тимура» (1945), «Мать Чингиз-хана» (1933) вводят в транс колористическими решениями и одухотворённой туманностью, навевают лёгкую меланхолию и пробуждают мечты о дальних странах.
Оживить индийские фантазии Рериха в зале помогают документальные фотографии, карта маршрута и восточные находки — отреставрированная в этом году скульптура Будды Майтрея, тибетские «иконы»-тангка из коллекции Юрия Рериха, сына художника.
Последний зал «Твердыни пламенной» суммирует путь Рериха и погружает в концепцию «Мир через Культуру», важную для общественной жизни живописца. В финале сходятся Восток и Россия, а также западная культура, представленная полотнами старых мастеров из собрания художника — «Набережная города» Томаса Хереманса, «Поклонение волхвов» Андреа де Салерно, «Аллегория случая» Франса Франкена II.
Здесь обратить внимание стоит на картины Рериха «Святой Сергий» (1932), «Армагеддон» (1936) и «Добрые травы (Василиса Премудрая)» (1941) — образы, с одной стороны, говорят о неотвратимости возмездия в будущем, а с другой, обещают заступничество небесных покровителей.
Центральным экспонатом завершающего зала стал Пермский иконостас (1907), выполненный Рерихом с опорой на древнерусскую традицию. Произведение создавалось по заказу уральских купцов для церкви Казанской Божьей Матери в Перми.
Много десятилетий прошли со смерти Рериха, а его работы дарят зрителям всё то же чувство — побег от грубой реальности, холодного мира машин и технологий, ввысь, туда, где сходятся старцы, поют ангелы, говорят камни, а Махатма Мориа изрекает мудрости. И нам так хочется поддаться этому обаятельному гипнозу.
Сколько стоят билеты на выставку «Твердыня пламенная»
Попасть на экспозицию можно по билету в Главный штаб, он стоит 500 ₽. Дети до 18 лет, студенты, пенсионеры и другие льготники могут пройти бесплатно.
Выставка в Главном штабе работает по вторникам, пятницам и субботам с 11:00 до 20:00, по средам, четвергам и воскресеньям с 11:00 до 18:00. Музей закрыт по понедельникам, а также 1 января и 9 мая.
Фото: Александра Шишкина / Горбилет