Анастасия Вохминцева | 06 октября 2024

«Скрытое»: новая выставка современного искусства в пространстве «Третье место»

Кинематографичные залы особняка на Литейном проспекте вновь стали смысловым фоном для диалога современных художников об искусстве и болевых точках повседневности. «Горбилет» уже успел заглянуть в «Третье место» и узнал, что же скрывается в арт-инсталляциях.
584
0.0
0
«Скрытое»: новая выставка современного искусства в пространстве «Третье место»
Фото: Анастасия Вохминцева/ Горбилет
Собранные под одной крышей работы представляют собой почти 30-летнюю историю современного российского искусства. Три поколения художников были объединены под чутким кураторством Анны Журбы сложными и по-прежнему актуальными вопросами повседневной жизни. Отправной точкой выставки для куратора стал одноимённый фильм австрийского режиссёра Михаэля Ханеке, оперирующий такими экзистенциальными категориями как память, вина, страх.
 
 
Важным участником выставки является и само пространство «Третьего места», возродившееся спустя десятилетия запустения. Особняк Гурьевых-Нарышкиных XIX века, построенный известным архитектором Гаральдом Боссе, поражает количеством культурных слоёв, параллельно сосуществующих в нём до сих пор. Анна Журба отмечает, что в её практике это первый такой проект, на который настолько сильно повлияли архитектурные и исторические особенности помещений. Голос куратора будет сопровождать посетителей на протяжении всей выставки: на входе в пространство вам выдадут бесплатный аудиогид, который будет автоматически включаться в зависимости от ваших перемещений по залам экспозиции.
 


Культура памяти


В Голубом зале представлена инсталляция петербургской художницы Лизы Бобковой «Память на пороге обнаруживаемости» – размышления об археологических раскопках будущего. Выпускница Академии Штиглица создаёт поэтическое пространство, подталкивающее к мыслям о природе времени и его спутнице памяти. На песчаной сцене хаотично расположены гипотетические «объекты культурного наследия», а точнее их обрывки и силуэты: металлические скульптуры, засохшие цветы, скомканные листы бумаги с манифестом «ЯЭТОВСЁ». Эти фрагментарные остатки памяти вторят современной антропологической теории о том, что мы живём в эпоху, когда у нас отсутствует проект будущего.


Рукописи не горят

 
Следующий зал обращает нас назад в прошлое. Серия Владимира Потапова «Огненная графика» посвящена 50-летнему юбилею Бульдозерной выставки – одному из ярчайших событий в истории противостояния искусства и советской власти. В 1974 году группа неофициальных художников сделала попытку проявить своё искусство для публики под открытым небом, но их творчество было беспощадно втоптано в грязь бульдозерами, в прямом смысле слова. Автор графических работ известен как экспериментатор, интересующийся различными техниками и материалами для создания рисунка. В данном проекте художник решил испробовать огонь в качестве арт-реактива, преодолевая стереотип о его разрушительной силе. Под воздействием огня специальный прозрачный раствор, использованный в качестве невидимых чернил, проявляется в полноценное изображение. Кураторы оставляют зрителю пространство для размышлений, помещая среди работ непроявленный огненный снимок. Белый лист в глазах отдельного человека станет его индивидуальным холстом, продолжающим визуальный ряд выставки.
 


Незаметный труд


В смежном пространстве посетителей выставки ждёт встреча с работами Хаима Сокола. В центре зала расположилась монументальная скульптура «Занавес», созданная художником при помощи его жены. Символ тяжёлого, но незаметного, а порой даже намеренно скрываемого человеческого труда, – половая тряпка – превращается в грандиозное полотно, забирающее на себя всё внимание. Инсталляция рифмуется и с другой концепцией выставки: в любом искусстве всегда есть занавес, за которым от зрителя что-то скрыто.
 


Также в зале представлено две видеоработы Хаима Сокола, посвящённые мигрантской теме. Являясь по своей сути реконструкциями других художественных объектов – культовой сцены из фильма Стенли Кубрика «Спартак» (1960) и статьи В. И. Ленина о революции 1905 года, данные мини-фильмы активируют не только интеллектуальное, но и чувственное восприятие. Несмотря на документальный стиль съёмки в видео присутствует небывалый драматизм, подталкивающий зрителя к мыслям о сопротивлении всеобъемлющей ненависти современного мира.


Голубой экран


Для серии живописных работ Ивана Новикова «Синий» создана особая экспозиционная среда – попадая в отдельный зал зритель должен испытать эффект тотального погружения. Девять полотен художника, плотно развешанных на трёх стенах небольшого зала, гипнотизируют словно «голубые экраны». Эту недооценённую силу синего цвета телевизионного свечения художник начал исследовать в 2022 году, придя к выводу о его особом месте в истории мировой культуры. Художник предлагает вспомнить синие фрески Джотто и портовые пейзажи Клода Моне, модернистские работы Анри Матисса и концептуальное искусство Ива Кляйна, а также революционную кинокартину Дерека Джармена «Блю» (с англ. Blue – синий, голубой), где на протяжении всей ленты на экранах присутствует всего один кадр – синий прямоугольник – в сопровождении монологов о жизни и смерти.


Неправильно запомненное


Анфилада Белого зала встречает гостей инсталляцией их живописных ширм Олеси Лавриненко «Предстоящие». Используя в качестве исходника свои собственные картины в технике сфумато (итал. sfumato «затуманенный, расплывчатый»), художница создала цифровые изображения и перенесла их на ткань. О своём проекте сама Олеся говорит следующее: «Я создаю ситуацию, в которой пересекаются впечатления о полузабытом, неправильно запомненном или воображаемом прошлом, существующим на грани памяти и ностальгии, где сплетаются идеи научной фантастики и сверхъестественного».
 


Тему затуманенных воспоминаний затрагивает и картина Мики Плутицкой «Тост за великий русский народ». Эта работа из серии «После» — диалог-рефлексия с одноимённым полотном советского художника Михаила Хмелько, на котором изображён знаменитый тост Сталина на кремлёвском приёме в честь победы Красной армии в Великой Отечественной войне, ставший предметом исследований в историческом сообществе на многие годы. Работа вновь открывает дискуссию касаемо его оценки и восприятия в разрезе советской идентичности.
 


Капсула времени


Тему обломков советской культуры продолжает фотографическая серия Анастасии Цайдер из проекта «НИИ». Из таинственной коробочки с волнующим звуком переключения слайдов «вылетают» стильные кадры из прошлого. Атмосферные снимки, словно сдерживаемые стенками диапроектора, посвящены архитектуре и интерьерам в эстетике советского модернизма. В фокусе внимания оказываются объекты, обычно тонущие в потоке повседневности, а пространство научных институтов, овеянное в СССР флёром секретности, выступает здесь как иллюстрация концепции «скрытого».


Остро диссонирует с пространством зала арт-объект Андрея Кузьмина «Всё впереди», появившийся как результат перфоманса 2011 года. Тогда художник решил запаять в 59 металлических коробов свои личные вещи, включай телефон, паспорт и сбритые волосы. Согласно инструкции автора, они могут быть вскрыты только к 2040 году. Эта индивидуальная капсула времени, родившаяся как жест намеренной аскезы художника, сегодня обросла новымы смыслами. Упаковка всей своей жизни в коробки в новом историческом контексте – уже не провокативный акт искусства, а явление, ставшее вынужденными реалиями. По-человечески несовершенные металлические ящики пронзительно контрастируют с былой роскошью парадного зала, когда-то созданного по канонам эпохи, то и дело стремившейся к совершенству.
 


Призраки и иллюзии


Рассуждения о смене времени и пространства через призму судьбы конкретных людей продолжает следующий зал особняка, где в прошлом столетии располагалась кинобудка. На небольшом экране мы наблюдаем видео Руслана Поланина из съёмной квартиры в Стамбуле. Хронотоп сам по себе задаёт интонацию происходящему на экране. В 1920-х годах турецкий город стал одним из множеств пристанищ белой эмиграции. Сюжет этого хоррор-мокьюментари строится вокруг бытовой неприятности – протёкшей крыши и появившихся на потолке странных разводов. Автор следует псевдодокументальной традиции фильмов «Паранормальное явление», трансформируя домашнюю съёмку на камеру в более современный формат – кружочки в Telegram. Используя всевозможные штампы фильмов ужасов, Руслан погружает зрителя в «хоррор повседневности», где ты уже сам задумываешься, а может это у тебя самого протекла крыша. Темы этого нарратива художник формулирует так: «Это работа о призраках миграции, о прошлом, которое преследует, о невозможности скрыться за стенами дома от событий внешнего мира». Видеоинсталляцию сопровождают лайтбоксы, на которых выведены те самые странные подтёки и непрекращающиеися щелчки от проектора.

 


За плотным занавесом скрывается ещё одно пространство. После просмотра короткого метра о призраках заходить в пустующий кинозал с обветшалыми стенами весьма дискомфортно. На экране проигрывается фильм Сергея Прокофьева «Фейерверк на болоте» – одна из главных метафор современности в российском искусстве, по словам куратора Анны Журбы. На экране среди антиутопичного болота возникают залпы салюта. Красные вспышки освещают противоположную стену комнаты, открывая для посетителей силуэты оригинальных старинных дверей особняка. Видеоряд вызывает необъяснимое чувство тревоги, а универсальное повествование оставляет за собой право быть интерпретированным по-разному. Что показано на экране – взрыв социальной напряжённости, символ создания иллюзий и власти над воображением людей, экологическая катастрофа или единственно возможный вариант свободы среди мест запустения – решать только зрителю.
 


Что нужно знать перед посещением


Адрес: Литейный проспект, 62.
Режим работы: ПН-ЧТ с 12:00 до 20:00, ПТ-ВС с 12:00 до 22:00. Выставка продлится до 8 декабря.

Стоимость билетов: взрослый – 1000 ₽, льготный (студенты, пенсионеры, школьники) – 600 ₽. Дети до 7 лет бесплатно.
 
Также есть специальные предложения в виде приветственного бокала игристого или коктейля. Купить билеты можно на входе в пространство или заранее онлайн. Кроме самостоятельного осмотра экспозиции можно посетить бесплатные арт-медиации, расписание которых также доступно на сайте.
 
Фото: Анастасия Вохминцева / Горбилет
Похожие темы

Рекомендованные материалы

12 мая 2020

Музей стрит-арта: место, ломающее стереотипы о галереях

765
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+