Александра Шишкина | 25 декабря 2024

Преданья старины глубокой: выставка Виктора Васнецова в Русском музее

Русский музей провожает год выставкой-блокбастером «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» — первой за 30 лет ретроспективой мастера былинно-сказочной живописи. Экспозиция, на которой собраны все шедевры Васнецова, открыта в Корпусе Бенуа с 21 декабря 2024 до 23 июня 2025 года.
3926
5.0
1
Выставка Виктора Васнецова в Русском музее
Фото: Александра Шишкина / Горбилет

Разгадать «васнецовский стиль» — так задачу выставки формулирует куратор, ведущий научный сотрудник музея Сергей Кривонденченков. В отличие от отгремевшей в ноябре экспозиции Третьяковской галереи, Русский музей делает монографию в чистом виде, без работ художника-историка Аполлинария Васнецова и мастера «сурового стиля» Андрея. Впрочем, увидеть произведения советского Васнецова, абсолютно отличные от полотен его деда-мифолога, можно на втором этаже Корпуса Бенуа.


Васнецов — пионер неорусского стиля, поэтому выставка оформлена соответствующе

Стоит ожидать, что экспозиция Виктора Васнецова станет сенсацией в Петербурге. Выставка получилось насыщенной: впервые за долгое время петербургскому зрителю в одном пространстве показывают главные живописные шедевры художника, ранние «передвижнические» работы, картоны для росписей Владимирского собора в Киеве, а также созданные по его эскизам костюмы и предметы декоративно-прикладного искусства — всего около 120 произведений.

Воплотить масштабный замысел Русскому музею помогли Третьяковская галерея, Дом-музей Васнецова в Москве, Вятский художественный музей (основанный по инициативе братьев Васнецовых!), Нижегородский музей, Бахрушинский музей, «Абрамцево», «Царское село», галерея Ильи Глазунова и другие.



Автопортрет Виктора Васнецова (1912–1913) из Третьяковской галереи

Проект получился содержательный и чуткий ко зрителю: на выставке комфортно проводить время. В залах достаточно воздуха и не тесно, даже когда рядом много людей (ажиотаж здесь точно будет!). Архитектором экспозиции выступил музейный специалист Леонид Сиваш. Он оформил залы в цветах, ассоциативно близких картинам: например, богатырский раздел раскрашен комфортным травяным зелёным (почти хаки — выделяет военную тематику), а «Поэма семи сказок» выдержана в глубоком синем. Наиболее значительные произведения акцентно выделены подсветкой. Скруглённые края коробов напоминают то ли закомары древнерусских соборов, то ли корешки книг, в которых мы часто видим произведения Васнецова.

Экспозиция к 175-летию радует продуманной структурой. Авторы решили следовать тематическому, а не биографическому принципу. Сперва зрителю показывают то, ради чего он сюда и пришёл: «Витязя на распутье» (его можно потрогать — рядом с полотном стоит объёмная гипсовая модель картины) и огромных «Богатырей», которые впервые с 1899 года покинули Третьяковку в Лаврушинском. 


Картину «Витязь на распутье» (1882) часто трактуют метафорически, как выбор между живописными стилями, который стоял перед самим Васнецовым

Впечатляет, насколько долго Васнецов вынашивал сюжет своего шедевра. На выставке показывают первый графический набросок «Богатырей», который появился ещё в 1871 году, и эскиз 1876-го, созданный в Париже, в мастерской передвижника Василия Поленова. Окончательно оформить замысел помог друг Илья Репин, а точнее его картина «Садко». Васнецов позировал для фигуры былинного героя, и тогда же утвердился в мысли, что древнерусская тема в живописи обладает не меньшим потенциалом, чем жанровые сцены передвижников. 

Впрочем, старшие коллеги так не думали. Показанная на восьмой выставке передвижников картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) возмутила и академистов, и членов ТПХВ. Критик Владимир Стасов ругал Васнецова за избыточную условность и неправдоподобие героев, остальные вторили и не понимали, что в работе, вдохновлённой «Словом о полку Игореве», намекает на ярость битвы. Друг Репин и учитель Павел Чистяков защищали произведение Васнецова. Сегодня ясно, что пугающая тишина поля с поверженными телами в разы страшнее, чем была бы драматическая батальная сцена.


В витрине — кольчуга, деталь костюма Фёдора Шаляпина для оперы «Псковитянка». У Васнецова была своя коллекция исторических одежд, которые он перерисовывал

Васнецов тогда стоял на распутье, но всё же выбрал пробивать мифологическую, условную живопись, показывать наши корни — «преданья старины глубокой». И оказался прав: идентичность страны нельзя представить без фольклора. Эту задачу уже решали европейские романтики (например, Арнольд Бёклин визуализировал скандинавские мифы), а что в России? Лубок и картинки в книжках. Перенести их в серьёзную, станковую живопись было просто необходимо, и столь большую ответственность взял на себя Васнецов. 

Переход от жанриста к историку он комментировал просто: «Я всегда только Русью и жил». Сын вятского священника, воспитанный в патриархальной среде, не мог мыслить иначе. По семейной традиции ему полагалось окончить семинарию и пойти по стопам отца, но он сделал иной выбор (разумеется, с благословения родителей) и уехал в Петербург, поступать в Академию художеств. 


«Богатыри» стали одним из последних приобретений Павла Третьякова

Потребность в «почве» жила в нём. Для мощных витязей на картинах позировали крестьяне, а сказочные пейзажи создавались под впечатлением от усадьбы Абрамцево мецената Саввы Мамонтова (местный художественный кружок помог Васнецову найти себя и обрести единомышленников) и Ахтырки, где живописец «встретил» свою «Алёнушку» (1881). 



Значение Васнецова для русской живописи угадал прозорливый коллекционер Павел Третьяков, с которым художник познакомился в 1879 году, когда покинул холодный европейский Петербург ради просторной купеческой Москвы. Впоследствии меценат купит его «Богатырей», а также доверит живописцу спроектировать фасад галереи в Лаврушинском переулке.

Во втором зале выставки в Корпусе Бенуа зрителю показывают уже утвердившегося в фэнтезийной теме Васнецова. Здесь «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Сирин и Алконост» (1896), «Боярышня» (1884). Для последней, кстати, позировала Вера Мамонтова — модель абрамцевских художников. Её, например, изобразил Валентин Серов на картине «Девочка с персиками» (1887). 


Куратор сталкивает образы боярышни и Алёнушки — героини разного происхождения показывают грани русской женщины

Здесь же появляются работы цикла «Поэма семи сказок», который Васнецов задумал в 1900 году. Он писал в сложное время: страну сотрясала сначала Русско-Японская война, потом революции и восстания. Можно углядеть эскапизм в оторванности картин на фольклорные сюжеты от драматичного XX века, но сам Васнецов считал: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».


Картины Васнецова покупали члены царской семьи. Например, работа «Сирин и Алконост»  (1896) находилась в собрании великого князя Сергея Александровича

Впервые в Русский музей привезли «Царевну-лягушку» (1918) — одну из лучших работ серии «Поэма семи сказок». В зале также выставлена «Царевна Несмеяна» (1916). Другие картины цикла присутствуют виртуально: в пространстве установлен экран, на котором можно увидеть работы «Кощей Бессмертный» (1917–1919), «Баба-Яга» (1917), «Сивка-Бурка» (1920-е) и прочитать об истории создания каждой.

Ещё одна задумка зала — показать галерею женских персонажей в творчестве Васнецова. Чаще всего, это трепетно написанные, печальные образы юных дев, покорных, но со внутренним стержнем. 



Далее зрителю предлагают сделать шаг назад и вспомнить, как начинал Васнецов. Для многих становится открытием, что его первые работы создавались в типичной для передвижников манере. Старательный ученик Ивана Крамского, вятский художник разделял народнические взгляды товарищества. Картины начального периода — «Книжная лавочка» (1876), «Нищие певцы» (1873), «Военная телеграмма» (1878) — показывают, насколько уверенно Васнецов чувствовал себя в реалистической живописи, как хорошо разбирался в психологии персонажей.



Особенно интересна его парижская работа «Акробаты» (1877), купленная императором Александром III. Картина передаёт чувства тревоги и опасности, которые пробуждала в Васнецове чужая сторона. Но испытать их было необходимо: именно после поездки во Францию художник убедился, что должен обратиться к русскому фольклору. 



Контраст с зарубежным полотном создаёт более поздняя картина «Иван Грозный» (1897), написанная уже после работ во Владимирском соборе. Васнецова вдохновил Фёдор Шаляпин, исполнивший роль страшного царя. Певец, в свою очередь, позаимствовал образ с картины Репина «Иван Грозный убивает своего сына» (1883–1885). Но Иван Васильевич получился у Васнецова далеко не таким страшным.



Пройдя через арку, зритель увидит несколько выразительных графических работ Васнецова (например, «Девочка и голодный мальчик», «Мальчик с бутылкой вина», портреты Крамского и Архипа Куинджи), пейзажи Ахтырки и Абрамцева, а также более приземлённые вещи — стилизованные под стрелецкий кафтан одежды служителей Феодоровского собора в Царском Селе, построенного к празднованию 300-летия царствования Дома Романовых. Костюмы создавались по эскизам Васнецова.


Мебель в витрине также создана по эскизам Васнецова

Плавно погрузиться в религиозную тему помогает медиапроекция внутреннего убранства Владимирского собора. Через неё зритель «входит» в этап, который принёс Васнецову наибольшую славу при жизни. Художник работал над росписями собора в Киеве с 1885 по 1896 год, перед этим съездил в Италию, чтобы вдохновиться лучшими образцами старых мастеров (опыт сделал его полотна более мягкими, плавными). Эскизы утверждал император Александр III. Когда работа в храме была окончена, многие современники приняли её за откровение, ренессанс русской религиозной живописи — икона как раз начинала возвращать художественную ценность на рубеже XIX–XX веков. «Мир искусства» хвалил художника за «живой порыв и большое декоративное чутьё». Но критики тоже нашлись — им росписи показались слишком ненатуральными, упрощёнными.



Тем не менее у Васнецова появились последователи и подражатели, а самого художника приглашали работать во многих других церквях. Соглашался он не всегда, но всё же принял заказы на картоны для наружных мозаик и образов иконостаса Спаса на крови в Петербурге (1895–1901), мозаики и живописных композиций Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном (1896–1906), для мозаик церкви Равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте (1899–1901) и собора во имя Благоверного князя Александра Невского в Варшаве (1906-1911). Некоторые из этих работ показывали в Музее истории религии, который тоже делал юбилейную выставку Васнецова.


Архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил на картине «Радость праведных о Господе» (1896)

Религиозная секция выставки даёт передышку после насыщенных фэнтезийных работ. Если раньше архитектура залов напоминала лабиринт, то теперь это открытое свободное пространство. Со стен смотрят Бог Саваоф, Иисус Христос и Богоматерь, ангелы — взгляды всех трогательные и человечные, будто обращены к одному-единственному зрителю.

Впечатляет размах композиции «Радость праведных о Господе» (1896): монументальное произведение отсылает к традиционной византийской иконографии. На картине — люди перед воротами рая (Васнецов писал, опираясь на Откровение Иоанна Богослова). В центре композиции стоят три архангела — Михаил, Гавриил и Рафаил. С обеих сторон к ним движутся праведники, среди которых узнаются Мария Египетская, Мария Магдалина, святая София и её дочери Вера, Надежда и Любовь, великомученицы Варвара и Екатерина, князь Владимир и Анна.


Эпическое полотно можно рассматривать долго, словно это целый сериал

Затем — камерный зал, посвящённый «Снегурочке» (1899). Небольшое полотно только выигрывает в маленькой полутёмной комнате. Картину Васнецов создал по мотивам спектакля, который ставили на домашней сцене Мамонтова. Позже Николай Римский-Корсаков напишет оперу «Снегурочка», которая будет идти в Частной опере Мамонтова и войдёт в классический канон. 



Завершается выставка биографическим залом, в котором размещён таймлайн с основными событиями из жизни художника, важными происшествиями в России и мире. Отличная кураторская находка: обычно подобную «ленту» дают в первом зале, зритель чувствует себя обязанным всё прочитать, а после у него уже не остаётся сил на живопись. К счастью, на этой выставке поступили иначе, а потому у таймлайна даже не собираются толпы людей.

Итог выставке подводит «Ковёр-самолёт» (1880), создававшийся по заказу Саввы Мамонтова для декора кабинета правления Донецкой каменноугольной железной дороги (туда же планировалось повесить полотно «Битва скифов со славянами» (1881), которое тоже есть на выставке). Подобно Ивану-царевичу Васнецов поймал чудесную птицу, вечно горящий огонь, и вместе с ней поднялся над однообразной повседневностью, показав нам, какой он — идеальный мир сказки. 



На выходе хочется задержаться в первом зале, перед картиной «Баян» (1910). Кажется, фольклорный поэт-певец и есть сам Васнецов, которого мы слушаем, заворожённые.



 

Сколько стоят билеты на выставку Виктора Васнецова в Русском музее


Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» открыта в Корпусе Бенуа с 21 декабря 2024 по 25 мая 2025 года.

Попасть на неё можно по отдельному входному билету. Он стоит 600 ₽ для взрослых; 450 ₽ для пенсионеров, студентов, учащихся и школьников старше 14 лет; 300 ₽ для детей от 7 до 14 лет и бесплатно для отдельных категорий.

По будням, в 14:30 и 15:30, проводятся льготные сеансы для пенсионеров и инвалидов II группы. Билет стоит 350 ₽.

Есть и экскурсии по выставке Виктора Васнецова. Стоимость одинаковая для всех — 1200 ₽. За расписанием стоит следить на сайте Русского музея, там же можно приобрести билет.

Фото: Александра Шишкина / Горбилет

 

Похожие темы

Рекомендованные материалы

23 августа 2023

Как актёры вживаются в роль: искусство переживания

11034
0.0
0

Отзывы 1

27 декабря 2024
Прекрасно 💗

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2025 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+