Иначе взглянуть на мир информации
Проект вдохновлён идеями канадского культуролога и философа Маршалла Маклюэна. В своём труде «Понимание медиа» 1964 года он утверждал, что способы коммуникации играют ключевую роль в формировании мировоззрения человека, поэтому без них невозможно осмыслить какой-либо исторический процесс. Основная мысль книги Маклюэна выражена во фразе «Средство коммуникации есть сообщение», которой и вооружились кураторы выставки.
Однако вместо глубокого анализа теории «Весть» сосредоточена на визуальных образах средств связи разных эпох. В экспозицию вошли около 300 произведений — от огромных живописных полотен и икон до видеомэппинга и уличного искусства. Их распредели по 12 тематическим разделам: «Письмо», «Послание как ритуал», «Газета», «Радио», «Телефон», «Телевидение», «Письмена, коды, шифры», «Сплетни, слухи, дезинформация», «Вести из космоса», «Вестники», «Сигнал» и «Цифровой мир».
Фото: Власта Баранова / Горбилет
Обнаружить новые грани классических произведений
На выставке соседствуют работы, созданные в разных исторических периодах. Уже в начале экспозиции вас встречает «Девятый вал» Ивана Айвазовского, а напротив него уходит ввысь спиралевидный смартфон художников Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина.
Картина великого мариниста специально висит низко, чтобы зритель смог рассмотреть все детали. Обычно мы восхищаемся мощью морской стихии с её огромными волнами, переливающимися в лучах солнца. А теперь кураторы предлагают обратить внимание на обломки мачты, на которых пытаются спастись моряки. Один из выживших подаёт сигнал о помощи — машет красной тряпкой в надежде, что его заметит проплывающее судно.
Похожим образом акцент сместился у полотна «Запорожцы» Ильи Репина. На выставке оно впервые показано без рамы. Благодаря этому многофигурная композиция превращается в некое представление с участием конкретных казаков. Колоритные персонажи важничают и умничают перед друг другом, параллельно сочиняя язвительное письмо турецкому султану.
1 — Иван Айвазовский. Девятый вал, 1850 год. Русский музей / rusmuseumvrm.ru; 2 — Илья Репин. Запорожцы, 1880–1891 год. Русский музей / rusmuseumvrm.ru
Приобщиться к современному искусству
Переходя из одного зала в другой, замечаешь, что количество совриска вокруг постепенно увеличивается. И, наконец, в северном крыле музея оно начинает жить своей жизнью в отрыве от произведений классиков, сосредоточившись на мыслях и чувствах человека. Так, например, в картине «Ян ван Эйк vs Леонардо» Кирилл Кто рассуждает о значимости известных художников в эпоху интернета. При этом сам не делает выводов, а оставляет право выбора за посетителем.
Арт-группа ГрОМ предполагает, что рано или поздно нашим жильём станет «информационная шахта». А пока это не произошло, можно посмотреть на окружающий мир через VR-очки с Дмитрием Аске и его Reality 2.0 № 7 или расшифровать библейское послание в композиции «Ноль» Аллы Урбан. Завершает парад совриска проект Покраса Лампаса, исследующий пересечение цифрового и физического искусства.
Фото: Власта Баранова / Горбилет
Что нужно знать перед посещением
Выставка «Весть» разместилась в Корпусе Бенуа на набережной канала Грибоедова, 2. Залы № 101–105 будут открыты до 16 ноября. Оставшаяся часть экспозиции проработает до 2 декабря. Билеты можно купить на сайте Русского музея, а также в кассах учреждения: для взрослых — 700 ₽, для студентов и пенсионеров — 500 ₽, для детей от 7 до 14 лет — 350 ₽.
Если хотите узнать больше об образах информации в искусстве, то отправляйтесь на лекции и экскурсии, приуроченные к проекту. Они проходят каждую пятницу в 16:00. Подробное расписание доступно здесь.