После дивертисментом немец Райхард Кайзер назвал уже целый цикл из кантат. То есть изначально дивертисмент — это отдельные музыкальные пьесы или сборники развлекательного характера.
Пик распространения дивертисмент достиг в творчестве таких венских классиков, как Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Также прибегали к этому музыкальному жанру последователи мангеймской школы.
Множество великих сочинений этого жанра относят в первую очередь к Вольфгангу Амадею Моцарту. Например, сочинения для фортепианных дуэтов со скрипкой, виолончелью и кларнетом, а также для струнных квартетов и других ансамблей.
После этого периода композиторы практически забыли о дивертисменте. Ярким примером того времени может служить «Венгерский дивертисмент» Франца Шуберта для фортепиано в четыре руки.
С XIX века этот термин приобрел несколько иное значение. Так стали называть музыку, сходную с попурри. Иногда дивертисменты составляли целое развлекательное представление, как концерт внутри спектакля. Это можно увидеть во втором акте балета Петра Чайковского «Щелкунчик». К этому жанру обращались также композиторы Игорь Стравинский, Бела Барток, Альбер Руссель.
Горбилет | 25 июня 2023
Дивертисмент
От французского divertissement — увеселение, развлечение. Именно с таким значением слово использовалось изначально. Первым его употребил в заглавии своего сочинения итальянский композитор Гросси в 1681 году.
1851
0.0
0
Фото: Наталья Разина. Сцена из спектакля «Дивертисмент короля» / Мариинский театр
Похожие темы