Ольга Сафонова | 14 января 2024

Внутри мастерской скульптора: мемориальный музей Михаила Аникушина

Мы побывали в здании, где в течение 30 лет жил и творил советский и российский скульптор. Здесь можно посмотреть на подлинное оборудование мастера и модели его известных памятников, узнать о процессе создания скульптуры и познакомиться с личностью художника.
390
0.0
0
Фото: Ольга Сафонова / Горбилет

Михаил Константинович Аникушин был советским и российским скульптором-монументалистом. Его руке принадлежат памятник Пушкину на площади Искусств, монумент «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы, памятник Ленину на Московской площади и Чехову — в Камергерском переулке в Москве, а ещё множество портретов известных деятелей культуры. Всё это, кроме памятника Пушкину, он создал в мастерской на Вяземском переулке, 8

Сегодня в здании, где Аникушин работал с постройки мастерской в 1969 году до своей смерти в 1997 году, располагается филиал Музея городской скульптуры и всё ещё ощущается творческая атмосфера обители художника.


 

Мастерская Аникушина


Первый небольшой зал, который встречает гостей музея — помещение бывшей мастерской Марии Тимофеевны Литовченко — жены Аникушина. Она тоже занималась скульптурой и была Заслуженным художником Российской Федерации. Здесь можно увидеть принадлежавший творческой чете книжный шкаф с множествов литературы и несколько гипсовых моделей.

Следующий и основной зал — просторная мастерская. Сразу бросается в глаза размер помещения: высота потолков достигает 15 метров, визуально её увеличивают огромные панорамные витражные окна. Эта комната была предусмотрена специально для создания городских большеформатных монументов, поэтому всё её убранство делало работу над ними максимально комфортной.

 

 


Здесь установлена массивная металлическая платформа — бывшее основание строительного подъёмного крана. Специальный механизм, составляющие которого до сих пор можно различить в полу, выдвигал платформу и стоящую на ней модель памятника в центр зала, а скошенный потолок помещения направлял на него солнечный свет. При этом окна выходят на север, поэтому свет был мягким и не искажал объёмы будущей скульптуры.

Стены вокруг платформы сделаны из кафеля — так они не пачкаются при опрыскивании глиняной модели водой, и покрашены в серый — светлый нейтральный цвет уменьшает глубину теней. Рядом с платформой расположена глиняная яма, а по другую сторону — пунктирная машина. В этом же зале можно увидеть профессиональное оборудование и инструменты, которыми пользовался Аникушин: кисти, стек, линейку и угольник, циркуль-пантограф, ножи, кронциркуль, киянки, петли, отвес и уровень.


Под потолком находится обходная галерея, необходимая для того, чтобы скульптор с самого начала видел всю свою работу в целом и со стороны наблюдателя. Проход на неё, к сожалению, закрыт.

Сегодня в большом зале проходят временные выставки современной скульптуры. Например, до 17 ноября — выставка «Просто потому», на которой представлены скульптуры почти двадцати петербургских художников на тему детских или схожих с детскими фантазий. Она показывает, какое важное место в работе скульптора, как и в жизни ребёнка, занимает игра.



 

Где рождались идеи


Будущие памятники Аникушин разрабатывал в комнате рядом — «малой» или творческой мастерской. Эта комната была местом для уединения и личной территорией скульптора. Сюда он приходил обдумать образы и сосредоточиться, здесь же изготавливал чертежи и миниатюрные модели. При входе можно заметить большой занавес, который Аникушин задёргивал, когда погружался в мыслительный процесс и не хотел, чтобы его беспокоили.

Благодаря дочери скульптора Вере Михайловне, интерьер этой комнаты воссоздан до мельчайших деталей. Здесь стоит вешалка с рабочей одеждой Аникушина, под которую он всегда надевал белую выглаженную рубашку, рядом — шкаф, украшенный фрагментами памятных красных лент — с открытий выставок и других событий, а также оригинальная мебель: рабочий стол, кресло, стеллажи, зеркало... 

Комната заполнена гипсовыми слепками с классических образцов искусства, например можно заметить «Скорчившегося мальчика» Микеланджело и работы Леонардо да Винчи, а также копии посмертных масок Пушкина и Петра Первого. В центре комнаты возвышается над остальными скульптурами гипсовая модель памятника Чехову. Именно этот вариант сегодня установлен в Москве в Камергерском переулке рядом со зданием МХАТа.


 

Интересные экспонаты поменьше — несколько моделей памятника Ленину, в том числе того, что установлен на Московской площади в Петербурге. При его создании Аникушин вживался в роль вождя: носил кепку, подражал его жестам, интонациям и даже походке. Его задачей было отразить порыв и страсть, создать живое воплощение революции. Столь экспрессивная скульптура Ленина в то время была смелым экспериментом. 

Среди моделей есть даже обнажённая скульптура. Она была сделана на том этапе лепки, когда скульптору важно соблюсти анатомические особенности фигуры человека, чтобы впослествии на тело правильно легла одежда. Для этого мастер сначала изготавливает с натуры обнажённую модель.



 


Место для отдыха


Следующая комната экспозиции — гостиная. Здесь душа компании Аникушин отдыхал и принимал гостей. Её атрибутами стали окна, выходящие в сад, красивые люстры, антикварная мебель, камин... Комната напоминает усадьбу XIX века и олицетворяет любовь скульптора к русской классике: Пушкину и Чехову.

 

 


 

Тематические выставки


Отельно, в двух небольших залах, выходящих панорамными окнами в парк, представлены две крупные темы в творчестве Аникушина.

Не все работы Михаила Константиновича украшали городские улицы и парки, он создавал и более камерные произведения, некоторые из которых установлены, например, на станциях метро. На выставке «Портреты» можно посмотреть на модели скульптур, изображающих деятелей культуры, науки и искусства, например, Пушкина с одноимённой станции, Галину Уланову, Чехова и других.

 

 


На выставке «Личная биография» можно узнать историю создания «народного» монумента «Героическим защитникам Ленинграда. Его установили на площади Победы 9 мая 1975 года, в день 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В зале представлены модели скульптурных групп, показывающих трагические сцены жизни блокадного города, а также копии материалов, которые раскрывают все этапы разработки монумента: вырезки из газет, эскизы и фотографии.



 

Стоимость и режим работы мастерской Аникушина

 

Музей открыт в среду с 12:00 до 21:00 и с четверга по воскресенье с 12:00 до 19:00. Касса закрывается на час раньше.

Стоимость билетов: для взрослых — 200 ₽, для учащихся, студентов и пенсионеров — 100 ₽, для детей до 7 лет — бесплатно.

В мастерской регулярно проходят детские мастер-классы по лепке из глины и по отливке из гипса, изделия с которых можно забрать домой, а также музейный образовательные занятия. Они оплачиваются дополнительно. 

Отдельно оплачивается и обзорная экскурсия по музею: она обойдётся в 200 ₽ с человека, индивидуальная экскурсия для группы до 8 человек — 1600 ₽. Можно купить входной билет и взять бесплатный аудиогид.


Электронный билет можно купить онлайн, а на экскурсии и мероприятия нужно зарегистрироваться и оплатить билет в кассе музея.

 

 





Фотографии: Ольга Сафонова / Горбилет

Похожие темы

Рекомендованные материалы

26 июня 2023

Львы в Петербурге

772
0.0
0
02 марта 2020

Сфинксы Петербурга

1220
0.0
0
03 марта 2020

Слон и жираф Фаберже

245
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
12 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТесты
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+