Ученик Мейерхольда на подмостках бывшей церкви
В год начала второй пятилетки, когда в СССР полным ходом шла индустриализация, молодой режиссёр Исаак Кролль вместе с несколькими актёрами основал в Ленинграде «Новый театр». У него, ученика Мейерхольда, был неплохой опыт работы. Кролль ставил спектакли в Большом драматическом театре и на других ленинградских сценах. Но, заражённый идеями авангардного мастера, мечтал о большем.
19 ноября 1933 года в бывшем храме Голландской церкви на Невском труппа Кролля представила премьеру — «Бешеные деньги» по Островскому. Через несколько лет помещение театра сгорело. Здесь история могла бы оборваться, но постановки полюбились ленинградской публике. В 1936-м «Новый театр» получил сценическую площадку в Театральном зале А. И. Павловой на Троицкой улице (сейчас Рубинштейна, 13). В том же году начал раскручиваться маховик репрессий. Власти вышли на борьбу с формализмом и «мейерхольдовщиной». Исаака Кролля уволили, а его детище осталось.
Фото: спектакль «Бешеные деньги», 1933 / Театр имени Ленсовета
Новым руководителем стал Борис Сушкевич — ученик Станиславского, коллега Вахтангова и Михаила Чехова. Он был одним из вдохновителей Первой студии МХТ и активно прививал московские традиции ленинградским актёрам. В период его руководства спектакли театра отличались тонким психологизмом, проработанной сценографией и слаженной игрой.
Сушкевич сам выходил на сцену в трагической роли Маттиаса Клаузена в спектакле «Перед заходом солнца». Позже её признали одной из лучших довоенных постановок театра. Жена Сушкевича Надежда Бромлей тоже участвовала в жизни «Нового театра»: ставила спектакль «Мария Стюарт» по трагедии Шиллера и другие произведения авторов-романтиков.
Фото: спектакли «Перед заходом солнца», 1940 и «Мария Стюарт», 1938 / Театр имени Ленсовета
В 1940 году театр отправился на длительные гастроли — приобщать к культуре воинов Особой Дальневосточной армии. Война началась, когда коллектив был в Хабаровске. До 1945-го театр дал 1300 спектаклей, работал в городах Дальнего Востока, Сибири, Урала. Актёры выезжали и на Крайний Север, и на золотые прииски, и на пограничные заставы, и на военные корабли.
В сентябре 1945 года «Новый театр» вернулся в Ленинград. Здание на улице Рубинштейна пострадало от бомбёжек, а артистам хотелось поскорее показать спектакли, созданные в военный период. Театру нашли новый дом — бывший особняк Корсакова на Владимирском проспекте, 12.
Рождение Театра имени Ленсовета
После смерти Сушкевича в 1946-м для театра наступило смутное время. Главные режиссёры сменяли друг друга чуть ли не каждый год. Кризис завершился в 1951-м, когда руководителем «Нового театра» стал Николай Акимов, «сосланный» из Театра комедии. На Невском проспекте его обвинили в «формализме» и «западничестве», но режиссёру-парадоксалисту посчастливилось продолжить работу на Владимирском. Именно при нём, в 1953 году, присвоили название Ленинградский театр имени Ленсовета.
Фото: Театр имени Ленсовета
В период Хрущёвской «оттепели» Акимов вернулся в Театр комедии. Вместе с этим в Ленсовета вновь наступил кризис: руководители задерживались в лучшем случае на пару сезонов. Появился и новый спаситель: Игоря Владимирова назначали главным режиссёром в 1960 году. С ним пришла Алиса Фрейндлих — в будущем одна из главных звёзд театра Ленсовета. Благодаря врождённому чутью Владимирову удалось пополнить труппу множеством талантливых молодых актёров. В этот период на сцене блистали Михаил Боярский, Ирина Мазуркевич, Николай Пеньков, Елена Соловей и другие артисты.
Фото: ip-vladimirov.spb.ru, graziamagazine.ru
Абсолютно феноменальным эпизодом из жизни театра была «Новая Мистерия-Буфф» Петра Фоменко. Игорь Владимиров пригласил режиссёра ставить спектакль по Маяковскому к 50-летию Октябрьской революции. Новую, актуальную версию футуристической драмы сочинил Марк Розовский. Действо с персонажами Мао и Светланой Аллилуевой получилось слишком злободневное. Шесть раз спектакль просили переделать. Никто не был глобально против авторской задумки, но бесконечные «правки от заказчиков» сводили режиссёра с ума. Несколько прогонов не приблизили спектакль к премьере, но сделали легендой ленинградского театра.
После смерти Владимирова в 1999 году новым руководителем Театра имени Ленсовета стал Владислав Пази. Режиссёр не боялся экспериментировать: переносил на сцену «Лицо» Бергмана и даже «Король, дама, валет» Набокова, драму писательницы-эмигрантки Берберовой «Маленькая девочка».
С 2011 по 2018-й театр возглавлял Юрий Бутусов. При нём спектакли наполнились постмодернистской эстетикой и тонкой сатирой. Поиск новых ракурсов, оригинальная сценография и острые темы обновили облик театра и привлекли молодую аудиторию. Многие спектакли получили российские и мировые премии: «Золотой софит» и «Золотую маску», «Прорыв», «Петрополь» и другие.
С 2019 года Театром имени Ленсовета руководит Лариса Луппиан. При ней спектакли тоже не обходятся без призов. Например, в 2023 году постановку «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» наградили за лучшие декорации, а «Обыкновенная история» номинировалась как лучший спектакль большой формы премии «Золотой софит».
Фото: Лариса Луппиан и Михаил Боярский в спектакле «Смешанные чувства» / Театр имени Ленсовета
Что посмотреть в Театре имени Ленсовета сейчас
В афише театра — современные постановки и классика драматургии, моноспектакли, представления для детей, спектакли со звёздными актёрами и много-много чего ещё. Расскажем о тех, которые приглянулись нам. За полной программой театра переходите в каталог «Горбилета».
Спектакль «Воскресение»
Премьера юбилейного, 90-го, сезона театра — постановка молодого режиссёра Айдара Заббарова по последнему роману Льва Толстого. История иллюстрирует драматический духовный переворот, который классик пережил в последние годы жизни.
Главный герой князь Нехлюдов соблазнил и бросил юную Катю Маслову. Он встречает её снова в роли обвиняемой на судебном заседании и понимает, что должен последовать за ней в Сибирь. Для него это единственная возможность искупить грехи прошлого, покаяться и начать новую жизнь.
Билеты: от 800 ₽
Комедия «Все мы прекрасные люди» с Анной Ковальчук
Адаптация пьесы Ивана Тургенева «Все мы прекрасные люди» в постановке Юрия Бутусова. В приличный дом помещика Ислаева приезжает молодой учитель Алексей Беляев. Он привлекает внимание всех женщин имения: от юной служанки Кати и воспитанницы Верочки до благочестивой хозяйки дома Натальи Петровны. Балаганное веселье сочетается со внутренним конфликтом и нарастающим напряжением в душе героини. А фишка спектакля — особое музыкальное сопровождение: микс Шуберта, Пуччини, «Нирваны» и Елены Ваенги.
Билеты: от 1000 ₽
Фото: Театр имени Ленсовета
Спектакль «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
Легендарный спектакль в постановке Норы Райхштейн не сходит с подмостков Театра имени Ленсовета с 1969 года. За более чем полвека сменились целые поколения актёров. Когда-то в роли Малыша на сцену выходила несравненная Алиса Фрейндлих — кумир ленинградских юных зрителей и их родителей. Сегодня актёры другие, но ощущения от постановки те же. Бесподобный юмор и курьёзные ситуации, а главное — добрая мудрость Астрид Линдгрен продолжают вызывать улыбку.
Билеты: от 500 ₽
Фото: Театр имени Ленсовета
Спектакль «В этом милом старом доме» с Михаилом Боярским
Водевиль-мелодрама по пьесе Алексея Арбузова. Постановку готовили как бенефис к юбилею Боярского. На сцену он выходит вместе с женой Ларисой Луппиан. А пьесы Арбузова всегда шли в Театре имени Ленсовета с большим успехом.
Это история о любовном треугольнике. Две женщины случайно встречаются в одном номере отеля. Там они делятся историями, обсуждают отношения с мужчиной… только не подозревают, что говорят об одном человеке — Константине Гусятникове. Одна из дам — его жена, другая — любовница.
Билеты: от 1000 ₽
Фото: Театр имени Ленсовета
Моноспектакль «Счастливые дни»
Режиссёр Владимир Кустов переносит на сцену Театра имени Ленсовета абсурдистскую пьесу Сэмюэла Беккета. Это монолог женщины, которая отчаянно пытается найти нечто осмысленное в разрозненных воспоминаниях. Пафосное в них смешивается с бытовым: философские рассуждения — с отрывками из инструкции об использовании зубной щётки, воспоминания о знакомстве с мужем — с жалобами на ландшафт. Ах да, во всё время «исповеди» героиня стоит по пояс в земле.
Билеты: от 500 ₽
Фото: Театр имени Ленсовета