Студент, майор, журналист, пожарный: кинороли Жизневского
Тихон Жизневский родился 30 августа 1988 года в городе Зеленоградске, Калининградской области. Его творческий путь начался ещё в школьные годы: в 10 — 11 классах он перешёл в театральный класс Калининградского лицея № 49. Далее последовала учёба в Театральном институте имени Бориса Щукина на курсе Марины Пантелеевой Валерия Фокина.
Первая роль пришла к Жизневскому в 2006 году — студент Ваня в комедии «Дикари» с Гошей Куценко и Маратом Башаровым. Актёр также может похвастаться запоминающимися персонажами в фильме-катастрофе о пожарных «Огонь» и мистическом сериале «Топи».
Широкую известность Жизневскому принёс образ майора полиции в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор». Супергеройская сага основана на серии комиксов издательства Bubble Comics. В 2024 году выйдет продолжение полюбившийся многим истории. К своим ролям вернутся Любовь Аксёнова, Сергей Горошко, Александр Сетейкин, Алексей Маклаков. К касту проекта также присоединились Константин Хабенский, Евгений Чебатков и Ольга Сутулова.
Фото: кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» / kinopoisk.ru
Театральная карьера
После окончания «Щуки», в 2009 году, Жизневский был приглашён в труппу Александринского театра. Актёр остаётся верен ему до сих пор: «Театр – мой родной дом, который меня пригрел и дал мне основные навыки, которые я переношу и в кино».
Первыми ролями Жизневского в Александринке стали участник хора фиванцев в постановке «Эдип-царь», чиновник в «Двойнике», ассистент доктора в «Цветах для Чарли», Степан в «Женитьбе», Люченцио в «Укрощении строптивой». Он примерил на себя уже более 20 образов — от принца до бунтующего матроса.
Артист успел поработать с такими режиссёрами, как Николай Рощин, Виктор Рыжаков, Валерий Фокин. Среди таких театральных мастодонтов сложно выбрать любимчика. В интервью журналу «Собака.ru» Тихон поделился впечатлениями от работы с каждым: «Мне больше всего нравится взаимодействовать с Николаем Рощиным: он чепухой не занимается, всё чётко, по делу. Очень крутые вещи делают Виктор Рыжаков и Валерий Фокин. У любого режиссёра есть сильная сторона: один форму чувствует, другой лишнего не говорит, третий внутренне свободен… Но идеального нет».
Фото: спектакль «Женитьба» / Александринский театр
«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал»
Рэп-батл, песни Вертинского и Децла, крокодил Гена, фрагменты текстов А. Блока и В. Маяковского — это не бессвязный набор букв, а составляющие спектакля Виктора Рыжакова. Режиссёр обращается к пьесе Всеволода Вишневского, посвящённой событиям 1918 года. Бунт против несовершенного мира проносится сквозь столетие, чтобы напомнить о важном.
Здесь Тихон исполнил роль матроса Алексея. По воспоминаниям актёра, работа над спектаклем стала необычным опытом, который впоследствии позволил почувствовать себя соавтором истории: «Мы сутками, как маньяки, просиживали в театре. Я даже не верил, что со мной это происходит. Бесконечно придумывали, реквизит искали, обыгрывали его по-всякому». И всё было не зря: постановка стала лауреатом премии «Золотая маска — 2019» в номинации «Лучший спектакль в драме, большая форма».
Ближайшие даты: 29 ноября и 28 декабря в 19:00
Билеты: от 140 ₽ вместо 200 ₽
«Гамлет»
Благодаря Валерию Фокину классический сюжет о датском принце обрёл новую драматургическую адаптацию, вписанную в контекст нашей эпохи. Зрители становятся свидетелями политического фарса, разворачивающегося на воссозданной трибуне. Герои бегают по металлической конструкции, немецкие овчарки обнюхивают территорию, Гамлет носит кепку и свитшот «Все умрут, а я изумруд» — и это не все занятные детали спектакля.
Жизневский предстаёт перед публикой в образе придворного Розенкранца. Вместе с Гильденстерном он нянчиться с Гамлетом: одевает его, помогает не упасть с лестницы, ведёт душевные беседы. Но за этой заботой скрывается лишь желание выведать тайны мысли непутёвого принца.
Ближайшие даты: 3 декабря в 19:00
Билеты: от 140 ₽ вместо 200 ₽
Фото: спектакль «Гамлет» / Александринский театр
«Отелло»
В постановке Николая Рощина Жизневскому досталась роль жертвы интриг — Кассио. Хоть за основу и взят шекспировский текст, рассказан он современным театральным языком. События будто разворачиваются в метафорическом пространстве, а не во время венецианско-турецкой войны, как у английского драматурга. Зрители увидят несколько версий происходящего от лица Дездемоны, Отелло и Яго. Отдельного внимания заслуживает сценография: минималистичная металлическая конструкция трансформируется под нужды персонажей, становясь то душевой кабиной, то столом для переговоров.
Образ Кассио также меняется на протяжении спектакля. В глазах Отелло герой только и мечтает навсегда заполучить Дездемону, а вот с её стороны лейтенант предстаёт безобидным. В версии Яго Кассио выглядит манерным чудаком, чьи пьяные выходки смотрятся нелепо. «Мне было очень интересно! Мне дали на откуп роль и позволили здесь делать то, что я хочу, поэтому я превращаюсь здесь в оборотня», — рассказывает о своей роли Жизневский.
Ближайшие даты: 30 декабря в 19:00
Билеты: от 200 ₽
«Ворон»
Николай Рощин собрал из трагикомической пьесы Карло Гоцци современную историю, не лишенную волшебных перипетий и моральных дилемм. Режиссёр избавился от «всякой второстепенной бутафории», сосредоточившись на природе абсурдистского театра. Он же отвечал за сценографию: сцена заставлена передвижными сквозными металлическими конструкциями.
Лицо Тихона Жизневского, как и остальных актёров, скрыто под причудливой маской. Все персонажи одеты в чёрные костюмы. То есть в арсенале каждого актёра есть только голос и пластика. Из-за этого распознать любимичка может быть сложно, но со временем его индивидуальность проступает наружу. Играя брата короля Дженнаро, Тихон балансирует между классической декламацией и буффонадой.
Ближайшие даты: 12 декабря в 19:00
Билеты: от 140 ₽ вместо 200 ₽
Фото: спектакль «Ворон» / Александринский театр
«Литургия Zero»
В истории о распаде личности Жизневский исполнил роль француза-авантюриста Де-Грие. Спектакль поставлен по роману Ф. М. Достоевского «Игрок». С писателем у Тихона сложились особые отношения: «Я хожу в баню, где парился Фёдор Михайлович, и порой, возникает такое видение, я представляю, как парился этот человек. Как он сидел, голый, начёсывал себе бороду и придумывал "Подростка" и "Преступление и Наказание", и я, как житель Петербурга, конечно, этот автор мне близок и дорог. И я его очень люблю».
Фокин продолжает рассуждения Достоевского на тему азарта и страстного служения пустоте. Режиссёр опускает подробности из жизни Алексея Ивановича и выводит на первый план решительную и богатую бабушку.
Ближайшие даты: 21 декабря в 19:00
Билеты: от 140 ₽ вместо 200 ₽
До 26 ноября билеты на многие спектакли с участием Тихона Жизневского можно купить со скидкой до 30%. Не упускайте возможность увидеть любимого актёра в новых амплуа!