Власта Баранова | 31 января 2024

Петербургские кладбища, Набоков, интриги Condé Nast: что читают редакторы «Горбилета»

Редакторская душа постоянно требует вдохновения, а проще всего найти его в книгах. Делимся нашими литературными находками последних месяцев и произведениями, которые всё чаще хочется перечитывать.
376
0.0
0
Что читают редакторы «Горбилета»
Фото: Александра Шишкина

Александра Шишкина


«Моя жизнь» Марка Шагала определённо станет книгой года в моём топе. Я люблю биографии (особенно беллетризованные), но к мемуарам почти никогда не обращаюсь. Зачастую гениальные личности оказываются никудышными писателями, но случай Шагала противоположный. В «Моей жизни» он ёмко, игриво и экспрессивно делится всем, чему был свидетелем. 100 с небольшим страничек мне казалось, будто Шагал говорит со мной и только со мной, что он мой старинный друг. Горячо рекомендую его мемуары каждому, кто любит истории, приправленные весёлым абсурдом и подкупающие простодушием.

Набоков — один из моих любимых писателей и лучший автор для активного чтения. Я люблю его книги за каламбуры, остроумные языковые находки, по-мопассановски неожиданные повороты сюжета, тонкие наблюдения, метко расставленные ловушки для читателя и оригинальную философию. «Дар» — метароман, впитавший всё лучшее, что было (есть) в русской классике. У книги достаточно критиков и серьёзных комментаторов, а для понимания всего, «что хотел сказать автор», перечитать её нужно раз десять. Хотя охватить фабулу можно сразу. Юный писатель-эмигрант Фёдор Годунов-Чердынцев влюбляется, пишет роман, вспоминает детство, горюет об отце и о России…

Большим открытием для меня стал «Городок» Шарлотты Бронте. По странному совпадению он тоже автобиографичный. Роман мрачный, готичный, как «Джейн Эйр», но лишён хэппи энда, даже своеобразного. И всё же оторваться от книги невозможно. Наверное, дело в особой магии Люси Сноу, главной героини. Внешне тихая, но с чувственным и твёрдым характером, она вводит читателя в загадочный мир Лабаскура — королевства, населённого призраками, интриганами и экзальтированными личностями.



Власта Баранова


Я тот самый человек, который читает несколько книг сразу, а в результате доводит до конца лишь одну. Постаралась собрать микс из того, что лежит под рукой прямо сейчас, и уже законченных произведений.

Сейчас моё свободное время дома заполняет книга «Не надо стесняться». За кислотно-розовой обложкой скрывается многостраничная история постсоветской поп-музыки, рассказанная в 169 песнях. Об успехе композиций рассуждают сами исполнители, продюссеры, музыканты, клипмейкеры, авторы текстов. Книга устроена так, что ты можешь начать читать её с любого места (это очень подкупает). Правда, я решила идти по порядку, чтобы увидеть ту самую концептуальную арку, о которой заявлено в предисловии.

Когда настроение на нуле, меня почему-то тянет на душераздирающие истории. Таблеткой от хандры в последние месяцы стала книга «Дом с маяком. О мире, в котором каждый важен» Полины Иванушкиной. На 288 страницах журналистке удалось задокументировать становление российской благотворительности с начала 1990-х годов и до наших дней. В то же время это очень личная история фонда «Дом с маяком» и его учредительницы Лиды Мониава. Сквозь слёзы я читаю о тяжёлобольных детях и вечной борьбе с предрассудками в нашем обществе, но безумно восхищаюсь стойкостью людей и верой в лучшее.


Из неожиданных книжных открытий конца прошлого года — «Зоны отдыха. Петербургские кладбища и жизнь вокруг них» Антона Секисова. Это настоящая находка для любителей одиночных прогулок под грустную музыку. Уже жду тепла, чтобы отправиться на исследование таинственных уголков города. Остроумные наблюдения писателя сменяются реальными фактами и городскими легендами. Кстати, предисловие к кладбищенским заметкам написал социальный антрополог Сергей Мохов, автор книги «История смерти. Как мы боремся и принимаем». В ней можно найти ответы на вопросы, о которых ты особо не задумываешься в повседневности: как правильно скорбеть, почему не утихают споры вокруг эвтаназии, изменились ли наши представления об уходе близких.

К своему стыду, я редко читаю художественную литературу. Последний раз меня зацепил роман «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова. Одна из его фишек — бессюжетность. При этом ты не чувствуешь, что читаешь пустышку. Просто требуется чуть больше усилий, чтобы не потерять нить повествования. Смешение флешбэков, cуровой реальности и мифологических отсылок постепенно затягивает в вязкое болото. И вот ты уже вместе с героями наблюдаешь за дискуссиями пенсионеров в автобусе, чувствуешь запах лука в магазине, толпишься в гардеробе и ощущаешь на коже обжигающий мороз.


Александр Дорофеев


Что я читаю? Ответить сложно. Стараюсь объять необъятное. И я никогда не назову вам любимых авторов – любимы многие.  Но о чём-то надо рассказать именно сейчас, поэтому держите небольшую подборку даже не читаемого, а перечитываемого: 

«Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина

Любимейшее из русской классики. Как ярко описаны характеры, как узнаются деревеньки! Хроника распада семьи завораживает своей беспросветностью. Не могу не сказать, что несколько лет я прожил и проработал рядом с домом писателя на Вятке (сейчас – Киров), а в путешествиях по той же Вятской губернии всегда мерещатся в остатках деревушек Погорелки, Дубровины и Нагловки. 



«Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары

Я хорошо помню момент, когда её издали в России – сколько же было обсуждений и шума. Я не мог оторваться от этой огромной книги: вставал в 6 утра и читал до вечера – и так несколько дней. Ни с чем подобным я ранее не встречался. Да и было ли что-то подобное? Кажется, что верно будет сказать про «Маленькую жизнь» – невозможно читать и невозможно не читать – больно, но и интересно. Роман научил меня не бояться говорить о травмах и проблемах. Потом уже это стало всеобщим ужасным трендом – каждый второй сейчас без стеснения может во всех своих неудачах обвинить кого угодно. Шокировали меня и «Люди среди деревьев» – первый роман Янагихары, а вот «До самого рая», её последнюю работу, я никак прокомментировать не могу – не впечатлила. 


«Поезд М» Патти Смит

Однажды на меня напала странная неуверенность в своих силах, я расстраивался, что мой образ жизни слишком неформален для современного бегущего вперёд мира. И тут со мной оказалась книжка Патти, в которой она рассказывает, как мучается от бессонницы, проводит ночи за чтением, в качестве психотерапии смотрит бесконечные детективы, днём выбирается выпить чёрного кофе и перекусить хлебом с оливковым маслом. Да это же я, – воскликнул я! Так и полюбил её книги. Но не только общим настроением Смит меня увлекла, но и историями: Патти как путеводитель, но сложно определить по чему именно. Искусству? Определённо. Она пишет о живописи и Тициана, и Поллока, рассуждает о безграничном таланте Дилана. Путеводитель по Нью-Йорку? Да. Бабушка панк-рока описала Нью-Йорк 70-х, рассказала о том, как они покоряли его вместе с Робертом Мэпплторпом, как жили в легендарном отеле «Челси». Но Смит не ограничивается Золотым яблоком, она, как настоящий художник, пишет, например, о свете итальянских городов, который чем-то похож на петербургский (!), о Рембо, Верлене, Колтрейне, местах, в которых они жили и сочиняли. Я дочитал «Поезд М», купил билеты на концерт Патти, и через какое-то время уже мчался в Хельсинки увидеть легендарную певицу. 



Nobrow Джона Сибрука 

У русского издания есть второе название «Культура маркетинга. Маркетинг культуры» – кого-то может и оттолкнуть, кажется, что это бизнес-литература, но нет. Сибрук – культуролог, журналист, колумнист легендарного The New Yorker. Пишет он не о том, как увеличить продажи и подвести потребителя к очередной покупке не самой нужной вещи, а о том, как смешалось высокое искусство и массовое, о единстве современного искусства и рекламы – как бы нам это не нравилось. 


«Звёздные войны», интриги издательства Condé Nast, восхождение поп-звёзд – часть тем, о которых пишет Сибрук в Nobrow. И если вы, как и я, культуролог, работаете с культурой, то Nobrow – must read. 

Рассказы Татьяны Толстой

Без клише, со множеством деталей, то смешные, то шокирующие. Татьяна Никитична стала для меня проводником по современной отечественной литературе – всегда прислушиваюсь к её рекомендациям – ещё ни разу не разочаровался. Она открыла для меня Лору Белоиван, Елену Посвятковскую и Юрия Каракура – и их книги должны быть в этой подборке, но, увы, я ограничен количеством знаков. 


Анна Бунина


Я читаю параллельно несколько книг, но рассказать хочу об одной. Несвойственное моему привычному репертуару произведение — сборник рассказов «Зов Ктулху» Говарда Лавкрафта, короля мрачного фэнтези.

Лавкрафт — это не леденящие душу ужасы, которых ожидаешь встретить в сумерках после прочтения. Его создания абсолютно фантастичны, понадобится сильное воображение, чтобы хоть приблизительно представить описываемое автором существо. При этом многие рассказы имеют научную подоплеку, балансируя между мистикой и научной фантастикой. Несмотря на малую форму, они успевают увлечь и добавить читателю каплю тревожности. 

Мир Лавкрафта — единая вселенная, действующая по одним законам: несмотря на разные сюжеты и героев, рассказы связаны едва уловимыми подсказками, которые очень любят искать фанаты. Иногда повествование может показаться занудным, в некоторых рассказах и вовсе сложно определить источник зла. Особенно динамичными, вызывающими тот самый хтонический ужас, мне показались «Герберт Уэст — реаниматор», «Зов Ктулху» и «Данвичский ужас». Они отлично подойдут для знакомства с автором. Если вам по вкусу таинственные культы, внеземные чудища, атмосфера нависающей угрозы и всеобщего сумасшествия — добро пожаловать в тёмную бездну Лавкрафта.



Валерия Арсеньева


«Маленького друга» Донны Тартт я прочитала уже несколько месяцев назад, но она оказалась настолько завораживающей, что до сих пор очень часто про неё вспоминаю. Действия разворачиваются в городе Александрия (США) жарким летом. Двенадцатилетние главные герои мало чем отличаются от обычных детей. Они бегают по городу, ссорятся с родителями, отказываются разъезжаться по лагерям... Очень дополняет атмосферу постоянное упоминание змей. В городе их можно встретить на каждом углу, и дети очень боятся случайно наступить на одну из них.

Девочка Гарриет — единственная, кто сильно выделяется из толпы школьников. Она намерена выяснить, кто много лет назад убил её старшего брата Робина. После его смерти мать героини ушла в себя. Она почти не выходит из своей комнаты и мало общается с другими детьми. Гарриет хочет «разбудить» её, вернуть жизнь семьи в привычное русло и отомстить тому, кто во всём этом виноват. Девочка решается на отчаянные поступки, которые становятся всё более и более опасными. Мне очень понравилось то, что Донна Тартт не даёт прямых ответов на некоторые вопросы. От этого становится только интереснее строить своё собственное расследование вместе с главными героями.
 

 

Фото: из личных архивов Анны Буниной, Александры Шишкиной, Валерии Арсеньевой, Александра Дорофеева, Власты Барановой

Похожие темы

Рекомендованные материалы

06 февраля 2024

Как жили Пушкин, Достоевский, Бродский, Ахматова: литературные музеи Петербурга

1930
0.0
0

Отзывы 0

Подборки

Петербург пешком: путеводители по районам города
18 материалов
Подпишитесь на Горбилет Блог, чтобы получать подборки об актуальных новостях и событиях города
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+
Горбилет блог
НовостиМестаТеатр и киноМузыкаИскусствоМамам и папамСпортЕдаТестыПутешествия
контакты
Мы в соцсетях
© 2015-2024 Gorbilet.com
Возрастная категория сайта 16+