С 1711 года на левом берегу Невы в районе начала Фонтанки начали строить литейно-пушечный двор, а рядом с ним расположились Литейная и Пушкарская слободы. Чтобы связать их с южной частью города, прорубили широкую просеку вплоть до нынешнего Невского проспекта, который тогда назывался Большой першпективой.
Это просека — и есть современный Литейный проспект. Впервые нынешнее название прозвучало середине XIX века, а утвердилось в 1944 году, до этого Литейный успел побывать проспектом имени Володарского. Изначально здесь в деревянных домах селился рабочий и мастеровой люд, а со временем все постройки заменили на каменные. Вслед за изменением внешнего облика преобразилась и жизнь на проспекте: стали открываться книжные лавки и театры, строится изысканные дома, Литейный стал центром притяжения интеллигенции и остаётся им до сих пор.
Сегодня почти каждый дом Литейного обладает исторической ценностью, а многие достопримечательности спрятались во дворах. Доходные дома, особняки, квартиры-музеи, храмы, театры, книжные магазины и культовые бары на улицах, названных в честь писателей — все это находится вокруг этого проспекта длиной почти 2 километра. Мы постарались рассказать о самых важных зданиях и местах, однако призываем взять наш гид за основу и исследовать каждый уголок!
Через арт-пространства к Мариинской больнице
Несмотря на то, что нумерация домов идёт от Невы, мы начнём прогулку с Невского проспекта — так вы сможете пройти из центра города к Литейному мосту, который появился в начале проспекта незадолго после его закладки. Удобнее всего до старта можно дбраться пешком от станций метро «Маяковская» или «Площадь Восстания», для этого нужно выйти на Невский и дойти до дома под номером 78, в котором располагается легендарная питерская кондитерская «Север». Уходящая направо вдаль оживлённая улица — это Литейный. Также можно добраться от «Чернышевской» (сейчас закрыта на ремонт), «Достоевской» или «Гостиного двора».
Мы предлагаем сперва пойти по чётной стороне. Минуя знаменитую булочную Вольчека на углу и дом, в котором жил Салтыков-Щедрин,, пройдите до двора дома номер 62. Если вы начали прогулку вечером, то точно не пропустите арку, горящую неоновым светом и заманивающую любопытных прохожих, да и днём портал в творческий кластер сложно пропустить — его украсили полотнами с контрастными надписями. Это культурное пространство «Третье место», которое расположилось во дворе и нескольких залах эклектичного обер-прокурорского дома — в конце ХIX века в нём жил К.П. Победоносцев. Здание также называют по фамилии следующих владельцев — особняком Лопухиных-Нарышкиных. Он долгое время был заброшен, и до создания «Третьего места» попасть внутрь легально было нельзя.
В тестовом режиме в 2020, а окончательно — в 2021 году здесь открылся новаторский арт-центр, который объединил цифровые проекты и художественную галерею. Теперь все желающие могут увидеть внутренний двор, а во время проведения выставок — и дворцовые интерьеры с нарядной парадной лестницей, сохранившимися деталями старинной архитектуры и интерьера. Здесь проходят искусствоведческие лекции, концерты и перформансы, открыта резиденция для цифровых художников, а летом работает кинотеатр под открытым небом.
Чуть дальше, на цокольном этаже дома 58, расположился не такой масштабный, но от этого не менее значимый проект — арт-центр «Борей». Это одна из старейших в Петербурге галерей современного искусства. Она была основана в 1991 году как гражданская инициатива, чтобы поддержать художников из Петербурга и продвинуть в массы их творчество. Постепенно галерея стала престижным местом для организации выставок как отечественных, так и зарубежных мастеров.
Сегодня здесь проходят выставки работ в разных жанрах и техниках. Внутри можно увидеть живопись, графику, аппликацию, инсталляцию, панно, фотографии и многое другое. Также в арт-центре находится небольшая и уютная кофейня, книжный отдел и клуб «Братья Люмьер», где продают и дают в прокат DVD- и VHS-кассеты с классикой мирового и отечественного кино. Напротив галереи, во дворе дома номер 61, будет интересно любителям стрит-арта: там родилась целая уличная галерея рисунков и граффити.
Здание на Литейном, 56 — Мариинская больница, которая непрерывно работает уже 218 лет. Её строительство по приказу императрицы Марии Фёдоровны началось в 1803 году с закладки церкви Святого Павла, а через два года было завершено. Здесь работал выдающийся русский хирург И.В. Буяльский, боролись с эпидемиями середины XIX века, обучали молодых врачей и кандидатов Военно-медицинской академии, принимали раненых солдат в Первую и Вторую мировые войны и пострадавших в уличных боях во время Февральской революции.
Сегодня после реставрации открыт главный корпус — здание по проекту Джакомо Кваренги, а перед ним установлен памятник принцу Ольденбургскому — внуку императора Павла Первого, который управлял больницей в течение 40 лет и способствовал тому, что она стала одной из самых прогрессивных в стране. Сегодня больница функционирует как многопрофильный центр, где работают специалисты высших категорий.
Литературный маршрут
Напротив больницы, в монументальном двухэтажном здании в стиле северного модерна, находится мекка для многих любителей книг Петербурга и обязательная точка на маршруте туристов — магазин «Подписные издания» (Литейный, 57). Открытый ещё в 1926 году, он не просто не теряет популярности, но и периодически расширяется. Раньше он состоял из одного зала с несколькими столиками на втором этаже, посетители зачастую даже располагались с книгой прямо на лестнице, ведущей на чердак. Многие петербуржцы помнят уютное помещение с небольшой кофейней от Больше кофе.
Сегодня «Подписные» занимают три просторных зала с кофейней и пекарней, а также букинистический магазин и кафе «Академия» в соседнем помещении. Книг стало больше, а за столами теперь можно разместиться компанией. Теперь это модное место не только для покупки книг, но и для встреч. Здесь продают интеллектуальную литературу, преимущественно по гуманитарным направлениям, художественную прозу, книги по теории театра и кино, иностранные и редкие издания, а также книги для детей. В качестве сувенира можно купить фирменные шопперы, значки, открытки, блокноты и другую канцелярию.
Выйдя из «Подписных», поверните налево и обязательно загляните во двор Центра книги и графики (Литейный, 55), чтобы найти памятник потерянной книге и рассмотреть мурал, посвящённый творчеству русских поэтов и писателей: Некрасова, Блока, Достоевского и других — попробуйте найти все отсылки!
Галерея находится в историческом здании: изначально здесь располагалась типография Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, открытая в 1928 году. Сегодня Центр — это арт-пространство и площадка для лекций, мастер-классов, семинаров и выставок живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.
Кстати, между «Подписными изданиями» и Центром книги и графики спрятался Итальянский сад, частично сохранившийся с Петровских времён — император подарил участок между Фонтанкой и Литейным с дворцом и садом царице Екатерине Алексеевне, однако сегодня вы можете увидеть только последний.
Литературную тематику продолжает Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме под номером 55 — так называется дворец Шереметевых, который фасадом выходит на реку Фонтанку, а вот двором — на Литейный. Поэтесса жила здесь почти 30 лет: сначала в северном, а потом в южном флигеле, в квартире известного искусствоведа и теоретика авангарда, а затем и своего мужа Николая Пунина. Музей был открыт в 1989 году в связи со столетием с её дня рождения.
Внутри можно увидеть предметы, связанные с жизнью поэтессы, книги, письма, а также различные издания её произведений. Здесь проходят поэтические чтения и другие творческие встречи. Кроме того, в музее открыта постоянная экспозиция, посвящённая Иосифу Бродскому.
Вход в музей находится в глубине двора, в его левой части, проход — через арку и Шереметевский сад. Уже на Литейном , рядом с аркой, вы окунётесь в атмосферу творчества и жизни Петербурга писателей: с кирпичной стены к вам будет обращён профиль поэтессы — репродукция её фотографии, стены расписаны стихотворными строками и цитатами из классики, раздаются звуки пианино. Зайдя во двор и двигаясь ко входу в музей, не пропустите арт-объекты выставки, посвящённой Иосифу Бродскому — они будут размещены вдоль стены слева от вас.
Театр на Литейном и сад «Сен-Жермен» — спрятанные во дворах
Пройдитесь по Шереметевскому саду с дальней от Литейного стороны и сверните в арку, ведущую в соседний двор дома номер 51. Вы попадёте к Драматическому театру на Литейном. Под него в 1908 году переоборудовали Шереметевский манеж и конюшенный флигель, которые находились при Фонтанном доме.
Театр с самого начала своего существования мог похвастаться смелым репертуаром и репутацией «театра сильных ощущений»: там ставили пьесы французского Театра ужасов Гран-Гиньоль, фарсы, сатиры, пародии, а также реформаторские постановки. «Театром на Литейном» он стал в 1991 году, там можно было увидеть спектакли известных представителей петербургской режиссуры, а затем и молодых авторов. С ним сотрудничали Мейерхольд, Кустодиев, Сологуб и Фокин.
Сегодня здесь ставят спектакли по произведениям современных авторов и классиков: Пушкина, Бунина, Островского, Чехова, Тургенева, Кафки. Перед постановкой можно выпить чашечку кофе в буфете, а в хорошую погоду — посидеть в уютном дворике перед входом.
Теперь отправляйтесь к дому с номером 46, который не выглядит слишком примечательно со стороны проспекта, однако его двор — настоящее историческое и культовое место. Здесь раскинулся заросший сад, негласно названный на французский манер садом «Сен-Жермен» или садом дома Пеля — в честь одного из зданий, за стенами которого он прячется. В саду очень спокойно и тихо, особенно на контрасте с шумным Литейным, поэтому уделите несколько минут отдыху и прогуляйтесь вокруг фонтана в центре. Это место — ещё и портал в прошлое: здесь когда-то читала стихи Ахматова и выступал Шаляпин, а в конце 1970-х годов собиралась творческая элита города. Говорят, сад знал Бродского, Довлатова, Цоя и Кинчева.
Контрастирует с островком спокойствия улица Белинского, на которую вы попадёте, если после выхода из сада пересечёте Литейный и повернете направо. Наряду с улицами Некрасова, Жуковского и Маяковского она входит в барный центр Санкт-Петербурга — «квартал писателей». На Белинского, длина которой всего 235 метров, расположились заведения на любой вкус: в закутке прямо на перекрёстке — кофейня, чуть дальне — итальянский и грузинский рестораны, тапас-бар с вином в испанском стиле Pinch!, знаменитый джаз-бар The Hat, который открыл Билли Новик из группы Billie's Band, и бар Terminal.
Парадный Литейный
Дом под номером 42 по Литейному — красивое двухэтажное здание в архитектурном стиле итальянского возрождения с вкраплениями барокко. Это особняк, построенный в середине XIX века для Зинаиды Ивановны Юсуповой, урождённой Нарышкиной. Вероятно, одно из самых нарядных зданий Литейного. Обязательно поднимите голову: парадный вход украшают кариатиды — каменные женские фигуры, которые частично служат опорными колоннами.
Внутри — парадные интерьеры: позолота, пышные плафоны люстр, просторные залы. Сегодня это крупный культурный центр: в особняке проходят экскурсии, концерты классической музыки, театральные вечера, выставки и другие мероприятия, поэтому полюбоваться убранством дворца может любой желающий. Однако на момент написания статьи здание было закрыто на ремонт.
В доме номер 36 располагается музей-квартира Н.А. Некрасова. Здесь поэт жил с 1857 года до кончины в 1877 году. Эти комнаты занимают ключевое место в истории российской литературы и журналистики — в квартире издавались «Современник» и «Отечественные записки», а сама она была центром притяжения для творческой интеллигенции второй половины XIX века.
Мемориальный музей открылся в 1946 году. Внутри можно увидеть портреты поэта и его знаменитых современников, собрание личных вещей Некрасова и черновики рукописей. Экспозиция рассказывает и о других видных деятелях литературы послепушкинской эпохи — Панаеве и Краевском.
Музей располагается в доме, который стоит на пересечении Литейного с улицей Некрасова — названной в честь поэта. Раньше она было Бассейной. «Жил человек рассеянный на улице Бассейной…», — именно про неё пишет Самуил Маршак. Сегодня улица Некрасова — негласная барная линия Санкт-Петербурга. Прогулка по ней — тема для отдельного гида, однако пройтись по ней можно и без подсказок. Идите в выходные и обращайте внимание на толпы у дверей определённых заведений — это будут культовые питерские заведения.
А пока что предлагаем продолжить прогулку по Литейному. Во дворе дома Пашкова под номером 37, можно увидеть бюст Некрасова. Там же находится излюбленное место для уличного искусства — на каменной стене трансформаторной будки долгое время красовался портрет Эйнштейна, а сейчас там можно увидеть изображение рок-музыканта Игоря Талькова.
Ещё один дом с литературной карты Санкт-Петербурга — под номером 33. Мемориальная табличка на нём гласит, что здесь жил поэт Сергей Есенин со своей женой и актрисой Зинаидой Райх. В этом доме он работал над поэмами «Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик» и принимал гостей.
Обратите внимание на здание на пересечении Литейного и улицы Пестеля по адресу Литейный проспект, 24. Это Дом Мурузи — многоквартирный жилой дом, ранее — доходный. Он носит имя одного из своих владельцев — потомка византийского княжеского рода Александра Мурузи. Его семья перебралась в Петербург после казни турками отца Александра, Дмитрия — служащего Османской империи и тайного агента России.
Первым владельцем тогда ещё деревянного дома был Николай Резанов, возглавлявший первое русское кругосветное путешествие. Мурузи, испытывая особые чувства к Востоку, задумал перестроить особняк в камне. Построенное в неомавританском стиле при помощи архитектора Серебрякова, здание сильно выделяется на фоне остальных.
Отделанный в восточном стиле, украшенный угловыми башнями, эркерами, терракотовыми колоннами и арабесками, в внутри — огромными зеркалами, мраморными скульптурами, коврами и мебелью из экзотических пород деревьев, в более чем 50 квартирах он принимал видных жителей Санкт-Петербурга и в XX веке стал одним из очагов культурной жизни города.
В разные времена здесь жили Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, советский и российский писатель Даниил Гранин, поэт Иосиф Бродский — в его квартире открыт мемориальный музей «Полторы комнаты» (улица Короленко, 14). В особняке работал петроградский Дом поэтов, созданный по инициативе Николая Гумилёва, а также студия молодых переводчиков, вдохновителем которой был Корней Чуковский.
По улице Пестеля, справа по ходу движения, вы увидите Спасо-Преображенский собор, а слева — Церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона. Мы советуем прогуляться до обоих храмов — вокруг них располагаются очень приятные и тихие места, нетипичные для центра города, а рядом с Церковью Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона — эклектичное здание одно из старейших российских высших учебных заведений — Академия Штиглица. Его фасад впечатляет: архитектор Месмахер объединил в нём различные направления итальянского искусства.
Чуть дальше, на углу Литейного и Кирочной вы увидите Дом офицеров (Литейный проспект, 20) с узнаваемой башней. Раньше в здании, построенном специально для Офицерского собрания армии и флота в 1898 году, культурно отдыхала военная элита и проводились концерты, приёмы высших чинов и официальные встречи, а в советские времена здесь располагался Дом Красной Армии.
Дом Офицеров. Фото: Анна Зеленская / Фотобанк «Лори»
Кирочная улица примечательна ещё одним сооружением, которому обязана своим названием — первой лютеранской церковью Петербурга, которая действует до сих пор — Анненкирхе. За трёхвековую историю здание служило домом для прихода св. Анны, первой и последней лютеранской семинарии в СССР, кинотеатра «Спартак», который затем превратился в рок-клуб (да, на сцене церкви в 1998 году выступали «Король и Шут», «Гражданская Оборона» и «Ленинград»).
В 2002 году случился пожар, почти полностью уничтоживший здание. Долгие семь лет церковь оставалась в запустении, затем, в 2013 году, сюда въехал приход евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Жителей и гостей Петербурга, а также постоянных посетителей церкви не смущали обгоревшие стены, поэтому сегодня Анненкирхе отреставрирована лишь частично и хранит память о всех, даже трагичных, страницах своей истории. Помимо богослужений, здесь проводятся выставки, концерты и ярмарки.
Китайский сад на Литейном
По другую сторону Литейного проспекта раскинулся островок спокойствия — китайский сад или, как его еще называют, Сад дружбы. Это уменьшенная копия одной из частей сада Юй Юань, расположенного в Шанхае, питерском городе-побратиме. Сад — подарок Шанхая, выполненный китайскими мастерами — был разбит в 2003 году, в честь 300 лет со дня основания Петербурга. Его украшают камни «тай ху ши», привезённые с озера Тайху, водоём с каменным мостиком и небольшим водопадом, японская сакура. Также на территории сада находится небольшой храм — «Пагода дружбы», предназначенный для чайных церемоний и медитаций. Вход в неё охраняют два льва.
Самый яркий элемент композиции — «стена девяти драконов», изображающая в керамике священных китайских мифологических существ. Такие стены есть и в Китае — они защищают города и отгоняют злых духов.
За садом, в доме под номером 15, жили Мандельштам и сыновья, а также вдохновлявшая поэтов Серебряного века красавица Ольга Гильдебрандт-Арбенина. В этом же доме, в квартире литературного критика Ф. Д. Батюшкова частыми гостями были М. Горький, В. Короленко, А. Куприн и И. Репин. Примечательно здание и тем, что это один из первых в городе домов с наружным лифтом.
Уже совсем близко к набережной Фонтанки, в доме номер 4 на пересечении со Шпалерной, вас встретит монументальное здание, которое неофициально называется «Большим домом» — образец советской архитектуры начала 30-х годов ХХ века. Здесь когда-то располагалось здание Окружного суда, а сегодня это Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Венец маршрута — Воскресенская набережная с Литейным мостом, который соединяет центральную часть города с Выборгской стороной. Построенный в 1879 году, он стал вторым постоянным мостом через Неву. Кстати, под ним находится самое глубокое место главной артерии Петербурга — 24 мета. Набережную соорудили здесь в 1852 году, этот участок долгое время использовали для разгрузки судов.
Фото: Горбилет, Анна Зеленская / Фотобанк «Лори»