«С ранних лет я бесповоротно выбрал себе профессию. Это была живопись. И я никогда не собирался работать в театре. Потом всё получилось наоборот. <…> Начав случайно работу в театре, я уже не смог из него выбраться. Долгие годы я утешал себя надеждой, что это — временно, и что я вернусь к живописи. Но тут случилась новая беда: постепенно и неумышленно я стал режиссёром».
«Не только о театре», 1966 г.
Имя Николая Павловича Акимова у большинства ассоциируется только с его театральной деятельностью. Не удивительно, ведь театр его имени, находится в самом сердце Санкт-Петербурга – в доме купцов Елисеевых на Невском, 56. В творческом арсенале Акимова более 60 спектаклей, сотрудничество с театром им. Е.Б. Вахтангова, Московским театром драмы (ныне – Московский Академический театр им. Вл. Маяковского), Ленинградским Новым театром (ныне – Театр им. Ленсовета), и, конечно, руководство Ленинградским театром комедии (ныне – Санкт-Петербургский театр комедии имени Н. П. Акимова).
Фото: Анастасия Вохминцева / Горбилет
Однако, мало кто знает, что режиссёр начинал свою театральную карьеру именно как художник-сценограф. После учёбы в Петрограде под руководством ярких участников объединения «Мир искусства» М. Добужинского, А. Яковлева и В. Шухаева, в 1920-30-е гг. он активно работает над оформлением постановок в Современном синтетическом театре, «Вольной комедии» и кабаре «Балаганчик», театре «Кривое зеркало» и кабаре «Карусель», на постоянной основе сотрудничает с БДТ.
Эскиз костюма «Зажигалки» к спектаклю «Хор машин» в театре-кабаре «Карусель», 1923 г. Фото: Анастасия Вохминцева / Горбилет
В то же время Акимов занимается книжной графикой, обложки и иллюстрации в его исполнении выходят в изданиях «Время», «Полярная звезда», «Мысль». С 1923 года Акимов создаёт цикл графических работ для ведущего советского издательства Academia, например, к книгам Жюля Ромена, Анри де Ренье, Пьера Боста.
Фото: Анастасия Вохминцева / Горбилет
Макеты и эскизы обложек, книжные иллюстрации, плакаты и афиши, портреты деятелей культуры, эскизы костюмов и грима, декорации для кино, например, для всеми любимого фильма «Золушка» (1947) по сценарию Е. Шварца, и другие дизайн-проекты можно найти среди творческого наследия Николая Акимова. Его аллегоричные и весьма ироничные работы наглядно демонстрируют необычный театральный взгляд художника на повседневность.
Фото: Анастасия Вохминцева / Горбилет
Уникальная возможность увидеть более 70 произведений графического искусства в стиле ар-деко авторства великого театрального режиссёра есть у жителей и гостей Санкт-Петербурга до 31 марта. На выставке «Николай Акимов. Мастер ар-деко» в антикварной галерее «Петербург» собрана редкая по значимости коллекция графических работ 1920-1930-х гг., большинство из которых впервые представлены публике.
Адрес галереи: Невский пр-т, 54 Время работы: ежедневно с 11:00 до 20:30. Стоимость входных билетов: полный – 300 ₽, льготный – 150 ₽. По понедельникам все билеты 150 ₽.